Примером всех вышеназванных карм может служить посещение кинотеатра. Мы приходим в него, чтобы увидеть фильм. Естественно, видение сопровождается и слушанием. Если зритель покупает попкорн и газировку, то совершаются также и такие действия, как переживание вкусовых ощущений, тактильных ощущений и ощущений, вызванных запахом. Все эти действия совершаются в сознательном уме. Если ум бессознателен («рассеян»), то фильм не будет увиден и услышан, а ощущения, вызываемые поглощением попкорна и напитков, останутся не замеченными. Впоследствии сеанс нельзя будет вспомнить.
Самскары – это тонкие «отпечатки» (впечатления), которые остаются в субстанции ума (в санскрите она именуется «читта»). Это происходит всякий раз, когда мы совершаем действия сознательно. Эти впечатления не являются воспоминаниями. Воспоминания формируются из впечатлений, подобно тому, как фотография развивается из негатива. Как правило, мы сохраняем воспоминания, сформированные недавними (относительно говоря) впечатлениями. Однако, мы наделены бесчисленными впечатлениями (самскарами), которые формировались в течение многих жизней. Большая часть этих впечатлений уже не несёт связанных с ними воспоминаний. Иначе говоря, на нас влияют впечатления (самскары) из многих жизней, но мы, в целом, не знаем, как или почему они воздействуют на нас, поскольку у нас не осталось воспоминаний о действиях, которые вызвали эти впечатления.
Эффект самскары именуется «васана». Васаны – это тенденции или наклонности, сформированные впечатлениями (самскарами). Это ментальные позывы, желания и ощущения. В отличие от самскар, васаны (тенденции) легко идентифицировать. Тенденции (васаны) порождают ментальные шаблоны (вритти). Наше мышление становится мотивируемым этими тенденциями. Иначе говоря, мы думаем, чтобы подкрепить наши чувства (желания, побуждения и т. д.). Эти ментальные шаблоны формируют наши ментальные наклонности и позицию.
Наконец, ментальные шаблоны (вритти) приводят к действиям. Иными словами, мы действуем (карма), поскольку наши умы побуждают нас (вритти) действовать, потому что именно так мы осуществляем наши желания (васана), проистекающие из впечатлений (самскара), оставленных в уме прошлыми действиями.
Душе, заключенной в теле, необходимы чувства, ум и разум - тонкие элементы, позволяющие ей воспринимать окружающий мир; и каждый полученный ей опыт накладывает определенный отпечаток на ее мировосприятие. Скажем, зрение использует глаза, чтобы передать в ум определенный "отпечаток", называющийся вритти. В уме это вритти подвергается анализу и синтезу, после чего интеллект, или разум, модифицируется, чтобы определить форму воспринимаемого объекта. Разум, управляемый гуной добродетели, может передать эту форму вритти душе. И тогда сознание души озарит модифицировавшийся разум, сделав возможным восприятие данного объекта. Точно так же, как для освещения объекта используются зеркала, отражающие свет лампы, таким же образом и разум, определяет воспринимаемый объект, отражая сознание души. По природе своей разум не обладает сознанием, но посредством гуны благости он может воспринимать образы, отражаемые сознанием. Но решающим фактором в этом процессе является Сверхдуша, которая наблюдает за происходящим, санкционирует результат, а также хранит все воспоминания живого существа (Бг 13.23; 15.15).
Когда ум снова и снова улавливает и отмечает одно и то же вритти, происходит самскара. Вот еще один пример: если мы постоянно размышляем о своем возлюбленном, его образ в конце концов будет самопроизвольно проявляется в нашем уме. Именно поэтому трансценденталисты довольно осмотрительны в выборе образов, звуков, мыслей и других объектов, наполняющих жизнь, поскольку они боятся создать вритти, идущий вразрез с их медитацией. Даже самые глубоко затаенные вритти в один прекрасный день могут всплыть на поверхность сознания. Поэтому трансценденталисты выбирают для себя путь сведения к минимуму всех материальных впечатлений (нивритти-марга). И некоторые решают вообще отказаться от всякой деятельности.
Приверженцы пути правритти (карми), без конца наполняют свои умы всевозможными материальными вритти. Тогда как гьяни и йоги стремятся уничтожить все вритти, следуя нивритти-марге. Для них йога является средством освобождения от всех вритти.
Вайшнавы же идут другим путем, представляющим собой синтез деятельности и бездействия. Они создают духовные самскары, следуя бхакти-марге, пути бхакти, заключающемуся в задействовании всего в служении Господу. Они "записывают" новые самскары (впечатления), таким образом стирая старые. Это можно проиллюстрировать следующей ананлогией: самскары подобны файлам, записанным на диск компьютера. Даже если мы дадим команду уничтожить их, они не обязательно сотрутся. По сути, мы просто заархивируем их. Они уже больше не будут состоять в перечне файлов, хотя все еще сохранятся на диске, откуда при необходимости мы снова сможем их извлечь. (Также и вритти может снова проявиться в сознании). Но если мы запишем на старый файл новый, то первый исчезнет навсегда...
Каждый раз, когда, входя в храм, Вайшнав предлагает поклон Господу, он укрепляет в себе самскару своего почтения к Богу. Еще одно назначение церемоний, именуемых самскарами, в том, чтобы дать проходящему их пережить благоприятный религиозный опыт, тем самым постепенно меняя его характер в лучшую сторону. Характер человека и его вкусы формируются с помощью различных самскар, накопленных им в течение многих жизней. Любой объект и любой пережитый опыт, любая информация воспринимается и анализируется человеком на основе этих прошлых самскар.
Такие ритуалы имеют устойчивое воздействие на ум человека. Помимо этого они обладают очищающей силой, освобождающей человека от материального осквернения. С самого момента его зачатия, живое существо постоянно подвержено всевозможным оскверняющим воздействиям. Поэтому необходимо совершение гарбхадхана-самскары, исполнение предписанных Ведами ритуалов само по себе уже дарует желаемый результат.
Самскары используют как для очищения, так и для защиты тела и ума. Во время цермонии самскары призываются благотворные энергии. Таким образом, самскары играют не только чисто психологическую роль, хотя это и является их важным аспектом. Они также ограждают человека от неблагоприятного влияния на грубом и тонком уровне. В Гаутама-дхарма-сутре (8.14.26) говорится, что самскары способствуют формированию и развитию личности на физическом, психическом и духовном уровнях. Кроме того, они защищают от наследственных болезней. "Обстоятельства, при обычных условиях считавшимися бы мирскими, одуховторяются, и, в то же самое время, человек получает защиту и безопасность".