Анна-прашна-самскара - первое кормление зерновой пищей
Этот обряд нужно совершать в благоприятный день на шестом или восьмом месяце после рождения ребенка, если ребенок мужского пола, и на пятом или седьмом месяце, если это девочка.

Но в любом случае, ради благополучия ребенка, этот обряд ни в коем случае нельзя проводить раньше четвертого месяца или позже чем через год после рождения. Прорезание первых зубов является верным знаком того, что ребенку уже можно давать более твердую пищу. В это время поведение ребенка изменяется, и он начинает хотеть чего-нибудь твердого.

Сушрута (известный доктор) рекомендует приготовить для этой самскары какую-нибудь легкую пищу,( скажем, рисовый пудинг), и сперва предложить ее Божеству, поскольку ребенка нужно будет накормить маха-прасадом.

Во время этой церемонии жрец просит Господа Вайшванару (Вишну) войти в тело ребенка и принимать всю твердую пищу, которую будет есть этот ребенок в своей жизни. С этой церемонии ребенок, в определенном смысле, начинает жить более самостоятельно от своей матери. Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите (15.14):
ахам вайшванаро бхутва
пранинам дехам ашритах
пранапана-самайуктах
пачамй аннам чатур-виддхам
"Я - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я, соединяюсь с жизненным воздухом, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре вида пищи".
Вот как Шрила Прабхупада комментирует данный стих:

"Аюр-ведическая шастра говорит, что в желудке человека находится огонь, переваривающий всю поступающую туда пищу. Когда огонь не горит, мы не испытываем чувство голода, а когда он горит, мы хотим есть. Иногда, если этот огонь не горит должным образом, требуется лечение. Этот огонь пищеварения представляет Верховную Личность Бога. Ведические мантры также подтверждают, что Всевышний Господь, или Брахман, присутствует в виде огня в желудке и переваривает все виды пищи. Следовательно, поскольку Он помогает переваривать всякую пищу, живое существо не независимо в процессе питания. Если бы Всевышний Господь не помогал ему в пищеварении, для живого существа не было бы никакой возможности питаться. Так что, это Господь производит нашу пищу, и Он же переваривает ее, и Его милостью мы наслаждаемся жизнью. В Веданта-сутре (1.2.27) это также подтверждается: шабдадибхйо 'нтах пратиштханас ча: Господь пребывает в звуке, теле, воздухе и даже в желудке, где Он представляет силу пищеварения". Существует четыре вида пищи: та, которую нужно глотать, та, которую нужно пережевывать, та, которую нужно лизать, и та, которую нужно сосать, - и Господь представляет Собой силу, посредством которой переваривается вся эта пища".

Поэтому, исполняя этот ритуал, нужно быть очень осторожным и удостовериться в том, чтобы тот, для кого он проводится, был вегетарианцем и останется им всю жизнь. Если такой уверенности нет, то можно просто дать ребенку немножко прасада, не проводя хомы (не разводя жертвенного костра).

Если у человека хорошее пищеварение, то он обычно здоров. Но в зависимости от того, какого вида пищу принимает человек, она оказывает разного рода воздействие на его тело и ум: "Пища, дорогая тем, кто находится в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища - сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто пребывает в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная пища, разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в гуне тьмы". (Б.г. 17. 8-10).

Склонности Ребенка

После церемонии анна-прашана родители могут выяснить наклонности своего ребенка, посадив его перед разными предметами. То, что он выберет из них, будет указывать на его наклонности. В Индии эта церемония очень распространена. Родителей тешит, как их малыш ползет к этим четырем предметам: книге, деньгам и т.д... Если ребенок берется, например, за книгу, то, ему быть ученым; если он выбирает деньги - он будет богачом. Если ребенок берет пригоршню насыпанной там земли - быть ему землевладельцем; а если он идет к тарелке с зерном, то он будет здоровым, и т.д. Разумеется, эта церемония может состояться только в том случает, если ребенок уже может самостоятельно передвигаться, даже если ползком.
Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни»
Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)
Made on
Tilda