(Дикша) Харинама Упанаяна и Вайшнава-мантра-дикша: обряд посвящения

дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сеи-кале кришна таре каре атма-стхана
"Во время посвящения, когда преданный безраздельно отдает себя для служения Господу, Кришна принимает его, считая его ничем не хуже, чем Он Сам".
(Ч.ч. Антйа 4.192)
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах
"Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души способны дать тебе знание, ибо они видят истину".
(Бхагавад-гита 4.34)
Определение
Как говорится в Вишну-ямале, слово дикша состоит из двух слогов: "ди" и "кша". "Ди" происходит от корня "дан", означающего "давать духовное знание" (дивйа-джнана). А "кша" - от санскритского корня "кшайа", означающего "разрушать грехи". Таким образом, словом "дикша" называют то, благодаря чему душа, попавшаяся в ловушку этого мира, обретает духовное знание и освобождается от греха. В Сара-санграхе объясняется, что подобно тому, как царь получает последствия греховных поступков своих министров, а муж - своей жены, так и духовный учитель должен принять на себя последствия грехов своих учеников. В соответствии с Панчаратрой, духовное посвящение подразумевает также получение от духовного учителя тайных мантр, таких, как кама-гайатри.

Предисловие
Для тех, кто стремится к самоосознанию, духовное посвящение имеет первостепенную важность. В нем тайный ключ, открывающий путь преданности и знания об Абсолюте, а также доступ ко всем духовным обрядам. Посвящение, инициация, - это торжественный обряд, соединяющий нас с ученической преемственностью и предоставляющий нам доступ к полноправной духовной жизни. "Обратившийся к истинному духовному учителю может стать полностью сведущим в самоосознании". (Чхандогйа Упанишад 6.14.2)

Как мы уже обсуждали ранее, Абсолютную Истину можно постичь через шабда праману: духовное откровение. Этот путь познания, известный как авароха-пантха, нисходящий процесс получения знания, сравнивают с передачей зрелого плода манго. Чтобы собрать зрелые плоды манго с дерева не повредив их, необходимо бережно передавать их из рук в руки по цепочке с самой верхушки дерева до земли, где их кладут в корзину. В этом заключается принцип парампары, цепи ученической преемственности, передающей неизменный смысл Вед (Б.г. 4.2). Тому, кто искренне хочет обрести духовное знание, необходимо удостовериться в том, что духовный учитель, к которому он обратился, принадлежит к авторитетной парампаре (Мундака Упанишад 1.2.12.). Существует четыре вайшнавских сампрадайи: Шри-, Брахма-, Рудра- и Каумара-сампрадайа. Все эти сампрадайи признают Кришну (или Вишну) Верховной Личностью Бога и причиной всех причин, познать которого можно с помощью Вед (Б.г. 15.15).

Духовный Учитель
Обобщая, можно сказать, что существуют две категории вайшнавов. К первой относятся те, кто не принадлежит к установленной ученической преемственности (парампаре), а ко второй - кто принял посвящение в авторитетной ученической преемственности, вайшнавской Сампрадайе.
Первая категория, в свою очередь, делится на три группы, состоящих из тех, кто:
* принимает философию сознания Кришны, но строго не придерживается ее;
* носит атрибуты вайшнава, (такие, как кантхи-мала), и выказывает почтение вайшнавам, но но не следует строго практике Вайшнавизма;
* родился к вайшнавской семье и носит вайшнавские атрибуты, но не следует строго практике Вайшнавизма.
Вторая категория также подразделяется на три группы в зависимости от степени:
* совершенства в повторении Имен Бога;
* веры;
* осознания Верховной Личности Бога, Шри Кришны.

Как сказано в Падма Пуране, никому нельзя становиться гуру, не став преданным Господа. Брахман, сведущий в ведических обрядах, способный проводить жертвоприношения и происходящий из благородного семейства, но не воздающий преданного служения Господу, не должен брать на себя роль духовного наставника. С другой стороны, тот, кто знает науку сознания Кришны, то есть, чистый преданный, не зависимо от своего происхождения, может стать гуру (Хари-бхакти-виласа 10.127). Это, тем не менее, подразумевает, что тот, кто берет на себя роль гуру, должен обладать необходимой квалификацией. (Бхаг. 2.3.21)

В Хари-бхакти-виласе приводится муктавали мантра, перечисляющая основные качества духовного учителя: он должен быть сведущим в заключениях священных писаний, он должен быть постоянно занят преданным служением Господу, иметь твердую веру и быть свободным от зависти и злобы. Он поклоняется Господу с непреходящим чувством благодарности и проявляет заботу о своих учениках. Смиренный и владеющий собой, исполненный сострадания и свободный от материальных желаний, он обуздал ум и чувства. Поучая своим примером, он дает любовь к Богу и осознание Абсолютной Истины, полученные им от его духовного учителя. Никогда не считая себя Богом, Высшим Существом, он всегда ведет себя в соответствии с вайшнавским этикетом и священными наставлениями писаний.
Тогда как человек ленивый, жадный, чувственный, порочный, оскорбительный в своих выражениях и поведении, нечистоплотный и т.д. не может быть хорошим духовным учителем. (Таттва-сагара, приводится в Хари-бхакти-виласе 1.42)

В Движении Харе Кришна (ИСККОН), являющееся ветвью Брахма-Мадхава-Гаудия-Сампрадайи, подлинной и признанной преемственности, духовные учителя должны отвечать этим критериям. Для членов этого Движения не может быть и речи о том, чтобы принять духовного учителя из сантиментов, фанатизма или слепой веры (хотя в прошлом такое, к несчастью, имело место). Отличительной чертой этого Движения, нового для западного мира, но имеющего глубокие корни в традиции древности, является то, что в нем, в отличие от большинства культов, число которых в наше время все возрастает, гуру не действует как окончательный авторитет: его положение не является абсолютным. Он всегда находится под руководством Руководящего Комитета ИСККОН, (Governing Body Commission, GBC[Джи Би Си]), выдвигающего его на эту роль, заручившись поддержкой местных преданных (знающих будущего гуру и его образ жизни и привычки). Данный комитет также черпает вдохновение в практическом руководстве, оставленном Шрилой Прабхупадой в форме его наставлений на этот счет , (гуру, садху и шастрами), являющимся тридцать вторым звеном в этой цепи преемственности. Руководящий Коммитет выполняет в данном случает защитную функцию, предохраняя индивидуумов от злоупотребления властью. "Любовь - это власть, но власть - это не любовь". Джи Би Си тщательно изучает качества будущего гуру. Гуру выдвигают не для того, чтобы он получил признание, богатство или почет.
Шрила Рупа Госвами определяет критерии гуру в своей Упадешамрите:
вачо-вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
"Тот, кто обуздал побуждениями речи, ума, гнева, языка и половых органов является компетентной личностью, чтобы принимать учеников повсюду в мире".
Ученик
Разумеется, тот, кто хочет получить посвящение (дикшу), также должен отвечать определенным необходимым требованиям. (Бхаг. 2.17.27).
В Хари-бхакти-виласе утверждается, что кандидат в ученики должен быть серьезен, почтителен, смиренен, он должен стремиться служить, всем сердцем принимать наставления гуру, мудрецов и писаний, должен хотеть познать Абсолютную Истину, быть честным и больше уже не грешить. Он должен быть спокойным, способным обуздать свою страсть, должен поклоняться своему учителю и арча-виграхе Господа в храме.
С другой стороны, тот, кто ленив, нечистоплотен, скуп, вздорен, завистлив, злобен, враждебно относится к другим, порочен, жесток, груб, распущен, нецеломудрен, горд и не способен воздержаться от действий, запрещенных писаниями (таких, как мясоедение, употребление одурманивающих веществ, прелюбодеяния и азартных игр), не может быть кандидатом для вайшнавского посвящения. (Агастйа-самхита, цитируется в Хари-бхакти-виласе 1.45-46).
В Хайаширша-панчаратре (цитируется в Хари-бхакти-виласе 1.48) говорится, что есть и другие основания, на почве которых кандидата на посвящение можно отвергнуть: например, если он проявляет склонность к не-вайшнавским философиям (нйайе, санкхйе, мимамсе, Буддизму, Джайнизму и т.п.).

Джи Би Си ИСККОН рекомендует желающим получить посвящение (первую инициацию, Харинама-дикша), предпринять для начала следующие два шага:
* Прежде всего, кандидат (или бхакта) должен изучить вайшнавскую культуру и обучиться ей. Ему также следует регулярно изучать писания и развивать в себе качества ученика (садхаки).
* Во-вторых, ему необходимо принять прибежище у духовного учителя, выбрав его на основе разума, и подготовиться к посвящению и обетам, принимаемым во время испытательного периода (обычно в один год), во время которого учитель и ученик изучают друг друга. Если один из них чувствует, что испытательный период не позволяет ему сделать окончательный вывод, то первоначальный выбор кандидата должен быть пересмотрен.
Суть и высшая ступень в развитии взаимоотношений между учеником и духовным учителем выражена Шри Чайтаньей Махапрабху в Его Шри Шикшаштаке (стих 3 и 4)
трнад апи шуничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
"Святое Имя Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять Святое Имя Господа постоянно".
на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахайтуки твайи
"О всемогущий Господь, я не хочу копить богатств, мне не нужны ни прекрасные женщины, ни последователи. Я хочу только одного - жизнь за жизнью преданно служить Тебе, не ожидая ничего взамен".
Посвящение
Агамы рассказывают о четырех видах посвящения: крийавати, варнамайи, калавати и вадханайи. В ИСККОН мы следуем обряду традиции Панчаратрика криявати, требующей, чтобы ученик прошел очищение (панча-самскара). Это очищение подразумевает, что он получает вайшнавское имя и вайшнавские мантры, освещает свое тело знаками вайшнавской тилаки, носит атрибуты вайшнава (такие, как туласи-мала, шикха, вайшнавская одежда и т.д.) и поклоняется арча-виграхе Господа в храме под руководством гуру.

Метод Крийавати
Метод крийавати подразумевает, что ученик проходит очищение и посвящение в тайную мантру. Но в Хари-бхакти-виласе утверждается (1.104), что Кришна-мантры (Харе Кришна маха-мантру) нет необходимости держать в тайне, поскольку они достаточно могущественны сами по себе.
Мантры, данные в панчаратрике, во многом отличаются от маха-мантры. Для получения мантр панчаратрики, ученик уже должен очиститься до определенной степени. Гуру определяет эту степень во время испытательного периода. Без этого инициация считается недействительной. Полученные мантры панчаратрики должны храниться в тайне, так как при произнесении их на публике они утрачивают свою силу. Поэтому их повторяют только во время индивидуальной медитации или во время совершения пуджи.

Но маха-мантра не является тайной мантрой, и на нее не распространяются подобные правила. Шри Чайтанья Махапрабху объясняет, что Святое Имя не ограничивается рамками правил дикши, данных в Панчаратрике. Эту мантру можно получить без особых ритуальных церемоний или очистительных обрядов, и ее можно повторять публично. В движении Шри Чайтаньи Махапрабху повторение и пение Святых Имен занимает первостепенное значение по отношению к повторению всех остальных мантр и ко всем остальным формам садханы.
Получив Святое Имя и пройдя период очищения, начинающий преданный может получить посвящение в Панчаратрику, открывающее доступ к поклонению арча-виграхе Господа и повторению специальных тайных мантр. Многие из этих мантр носят материальный характер; они дают лучший результат при повторении Святого Имени, усиленном Панчаратра-дикшей и поклонением арча-виграхе Господа. Вот почему для преданных Шри Чайтаньи Махапрабху главной садханой является повторение Святого Имени, хотя они также принимают посвящение в Панчаратрику (совмещая Бхагавад-виддхи и панчаратрика-виддхи).

И наконец, сооружается арена для жертвенного костра (йаджна-кунда), мандапа, и алтарь для обряда, обычно проходящего в храме, перед арча-виграхой Господа. Это помогает не очень волноваться по поводу благоприятствия или неблагоприятствия дня, созвездия, месяца и т.д. Говорится даже, что как только человек находит истинного духовного учителя, он может получить посвящение незамедлительно, если такова будет воля и желание гуру, не зависимо от места и времени: будь это в деревне, в лесу, или же даже ночью. (Таттва-сагара, цитируется в Хари-бхакти-виласе 2.15).

В день инициации (посвящения), ученик получает от духовного учителя четки, состоящие из 108 бусин из туласи (басиликум санктум), на которых ему отныне предстоит повторять Харе Кришна маха -мантру. Он дает обет следовать четырем регулирующим принципам и повторять ежедневно не менее 16 кругов мантры на четках, избегая оскорблений. В Кали-сантарана Упанишад говорится, что из всех видов религиозной практики, представленных в Ведах, не найти более возвышенной и действенной для Кали-юги, чем повторение Святого Имени Кришны в форме 16 слов маха-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Падма Пурана, однако, уточняет, что мантры действенны и повторение их приносит желаемый результат только когда они получены по цепи ученической преемственности. Существует три способа повторения Харе Кришна маха-мантры: джапа, киртана и санкиртана.

Ученик также получает духовное имя, оканчивающееся на "даса" (или "даси" для женщин), что значит "слуга". Так, например, имя "Кришна даса" означает "слуга Кришны". (Падйавали 74, цитируется в Ч.ч. Мадхйа 13.80):
нахам випро на ча нара-патир напи вайшйо на шудра
нахам варни на ча грха-патир но вана-стхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамртабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
"Я не брахман и не кшатрийа, не вайшйа и не шудра. Не являюсь я и брахмачари, грихастхой, ванапрастхой или санньяси. Я - просто слуга слуги слуги лотосных стоп вечного самопроявленного океана высшего блаженства, Господина гопи, Шри Кришны".
Что же касается второй инициации (посвящения в брахманы), то в Панчаратра-шастре объясняется, что критерием здесь должны быть не происхождение или социальное положение кандидата, а его качества (гуна) и деятельность (карма), его твердая вера в Шри Кришну и милость духовного учителя. В Хари-бхакти-виласе приводится аналогия, объясняющая, что подобно тому, как колокольная бронза может с помощью алхимического процесса превратиться в золото, так же и человек благодаря дикша-панчаратре может получить второе рождение (и стать таким образом брахманом) .

Инициация по методу Панчаратрики схожа с ведическим процессом посвящения, известным как упанайана. Но во время последней посвящающийся должен был обязательно принадлежать к одному из высших сословий (брахманов, кшатрий или вайшй), только тогда ему открывался доступ к духовной практике. Тогда как метод панчаратрика-самскар не принимает во внимание ашрам, варну, пол, возраст человека, и тому подобное. Критерием готовности к получению посвящения является уровень веры в Бога. Ведический обряд посвящения проводился отцом семейства, тогда как инициация по Панчаратрике дается истинным ачарьей-вайшнавом, который может принадлежать к любой варне и любому ашраму. (Если семья индусов, живущая на западе, приглашает к себе жреца-вайшнава провести этот обряд, то он будет представлять Брахма-гайатри в соответствии с тем, как толкуют ее ачарьи-вайшнавы). Посвящение по Панчаратрике - это особое посвящение, поскольку во время него ученик получает Вишну- или Кришна-мантру, так, чтобы он смог совершать вайшнавскую арчану. Таким образом, эта церемония делает человека квалифицированным вайшнавом.
# Как и все самскары, эта церемония обычно проводится раз и на всю жизнь.
Сущность вайдика дикши заключается в получении священного шнура и Брахма-гайатри мантры. Для совершения обряда инициации нужно по всем правилам древней процедуры провести вайдика самскару, известную как упанайана.

Суть панчаратрика-дикши заключается в получении вайшнавских мантр панчаратрики. Церемония, предписанная для этого в панчаратрике, включает проведение пуджи и тантрика хомы. В Хари-бхакти-виласе приводятся правила панчаратрики, подтверждающие, что эта церемония может быть упрощена просто до посвящения в мантры. Так что, в традиции Гаудия Вайшнавизма чаще всего этот обряд сводится просто к передаче вайшнавских мантр. Таким образом ученик получает пять самскар (панча-самскару, как по-другому называется обряд посвящения).

Вот эти пять самскар:
  • пундра: он бреет голову, одевается, как полагается вайшнаву, и ставит Вишну-тилаку (священные знаки, нанесенные на тело глиной);
  • тапас: он пишет сандаловой пастой имена Кришны на своем теле. В Южной Индии они вместо этого ставят на теле символы Нараяны и Вишну.
  • нама: он получает вайшнавское имя, оканчивающееся на "даса" (или "даси" для женщин). Это означает, что получивший такое имя выполняет преданное служение Господу; (в ИСККОН имя обычно дают во время первой инициации).
  • мантра: он получает от гуру священную мантру;
  • йага: он принимает обеты перед священным огнем и учится правилам поклонения Божеству.

Для того, чтобы получить ведическую инициацию (по обряду, данному в самих Ведах) , необходимо духовно очищаться с самого начала своей жизни, начиная с прохождения гарбхадхана-самскары. Но в Кали-югу очень редко можно найти человека, отвечающего таким требованиям. Однако, получив посвящение по Панчаратрике человек может обрести те же самые духовные качества.

Согласно философии Панчаратрики, в эпоху Кали повторение ведических мантр приносит желаемые плоды только вместе с повторением мантр Панчаратрики. В наше время одной лишь Ведической инициации и посвящения в Брахма-гайатри еще не достаточно для того, чтобы совершенствоваться в духовной жизни. Со временем ведическая инициация превратилась в просто в формальный обряд, совершающийся профессиональным брахманом от имени отца человека, получающего это так называемое посвящение. В некоторых семьях считается, что право на совершение этого обряда им дает принадлежность к определенному роду, при этом не принимаются во внимания никакие духовные требования к кандидату. Именно так появилась современная индийская кастовая система, представляющая собой просто искаженное отражение варнашарма-дхармы.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объединил обряд Панчаратрика-дикши и ведическую самскару упанайаны (делающую человека двиджей), так, что получить посвящение теперь мог любой достойный кандидат, не зависимо от его общественного статуса или происхождения. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати был первым, кто начал давать Панчаратрика-дикшу по простой традиции Гаудия-вайшнавов, давая ученику Панчаратрика-мантры и Брахма-гайатри, и одновременно с этим проводя вайдика хому, во время которой ученик получал брахманический шнур.

Гайатри

Гайатри - это стихотворный размер, использующийся в Ведических гимнах. Это же название носит и главный стих среди всех ведических гимнов - Брахма-гайатри, обнаруженный в ученической преемственности Вишвамитры Риши и позже дополненных мантрами того же размера, посвященными конкретным Божествам (Вайшнава-гайатри...). Шрила Джива Госвами дает следующий перевод Брахма-гайатри, приведенный в Агни Пуране:
Давайте сосредоточимся (дхимахи) на Парам Брахмане (тат), Причине всех причин (ом), который творит, поддерживает и разрушает все живое во вселенной (бхур бхува сва), на Изначальном Источнике жизненной энергии (бхаргас), на Лучезарном (девасья), Сверхдуше Солнца (савитур), на том (йо), Кто может руководить (прачодайет) нашим разумом (дхийо нах), так, чтобы мы достигли духовного мира.

Первая из всех мантр - это пранава "ом". Она является источником как Вед, так и материального творения. Поэтому с нее начинаются все мантры Вед. Ее расширением являются вйахрити (бхух, бхувах, свах), или все проявление мироздания: земля и низшие планетные системы, а также рай, или высшие планетные системы.
Эти вйахрити расширяются в Брахма-гайатри мантру, а из Брахма-гайатри мантры проявляются все Веды. Ом - это звуковое проявление Кришны, от которого происходят все производные слова, используемые для описания Бога в других языках (например, английская приставка "omni" в таких словах, как "omnipresent"[вездесущий], "omnicient"[всеведущий], и т.п.) Христианские молитвы заканчиваются словом "аминь", а мусульманские - "амин". Пранава, вйахрити и Брахма-гайатри, собранные вместе, составляют самую могущественную мантру и заключают в себе суть всех Вед.

Звуки Гайатри мантры неотличны от Гайатри Деви, супруги Господа Вишну. Гайатри Деви - это та же Лакшми, Сарасвати, Савитри и Сандхйа. Поэтому эту мантру иногда называют Гайатри, а иногда- Савитри или Сарасвати. Все это имена трех супруг Господа. Когда так называют мантру, это указывает на то, что мантра эта неотлична от энергии Господа, то есть, она является воплощением Его энергии в звуке. Слово "гайатри" состоит из двух слогов: "гайа" и "три". "Гайа" значит "открывать", а "три" указывает на три Веды и сущность трех Вед - причину жизни и сознания, то есть Вишну. Словом "гайатри" называют либо гимн, либо энергию Господа (Его супругу), открывающих нам Бога, Вишну.
Большинство вайшнавских гайатри-мантр начинается с биджа мантры "клим", исполняющей все желания. Только гуру-гайатри мантра начинается с другой биджа мантры - "айм", дарующей разум. В то время, как савитри-гайатри, традиционная, ортодоксально ведическая мантра, начинается с биджа мантры "ом", открывающей доступ к освобождению.
Гайатри мантру получают от гуру, который произносит ее в правое ухо ученика и одевает ему вокруг шеи священный шнур (упанайана-самскара). И с этого момента ученик будет повторять (гайа) эту мантру трижды в день(три) до конца своей жизни. Для лучшей концентрации перед произнесением разных гайатри-мантр рекомендуется сделать ачаману, прокшану и бхута-сиддхи. Эти мантры повторяют про себя во время трех сандхй, то есть: на восходе, в полдень и на закате. Писания советуют также утром и вечером сидеть при этом лицом на восток, а вечером - на север, или же, можно повторять гайатри перед изображением своего гуру или перед арча-виграхой Господа в храме. Руки следует спрятать в своей одежде, а священный шнур обмотать вокруг большого пальца правой руки в два с половиной оборота. Поскольку женщины не получают священного шнура, они должны повторять и считать по фалангам пальцев.

Священный шнур можно менять только если он порвался или развязался, а также после посещения погребальной церемонии или затмения. Обычно его меняют раз в месяц, на полнолуние, на праздник или в каждый Экадаши. Чтобы поменять свой шнур, необходимо надеть новый еще оставаясь в старом, и повторить Гайатри-мантры на обоих шнурах. Сняв старый шнур, выбросьте его в священную реку или озеро, или закопайте его (некоторые преданные закапывают свои шнуры под Туласи). Так по традиции делают Вайшнавы. У майавади это немного по-другому. Вайшнавы также завязывают на своих четках (джапа) небольшой шнурочек после восьмой бусины, чтобы отличаться от майавади.
Отправляясь в ванную или туалет, нужно обмотать свой священный шнур вокруг правого уха, поскольку оно заключает в себе все тиртхи (святые места). Таким образом брахманский шнур остается чистым, несмотря на осквернение тела. Омывшись, можно одеть его как прежде.
Принимая массаж или бреясь можно спустить шнур примерно на уровень желудка. Если обстоятельства не позволяют вам, когда это необходимо, обмотать шнур на правое ухо, то это можно сделать в уме.

После явления Чайтаньи Махапрабху большинство вайшнавов принимают образ жизни в отречении как бабаджи, безо всяких атрибутов или особой одежды, предписанных для этого в варнашрама-дхарме (без брахманического шнура или данды санньяси). Они просто постоянно повторяли Святые Имена, а в качестве одежды носили простую набедренную повязку, как это делали Госвами Вриндавана. В последствии некоторые заключили, что это означает, что вайшнавам вообще не следует получать брахманический шнур или санньясу. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возродил эти обычаи, поскольку, как он объяснял, получение священного шнура не является проявлением гордости или желания почестей. Оно является проявлением нашего очищения по милости лотосных стоп нашего духовного учителя. Священный шнур является символом вечного служения Богу. Что же до принятия санньясы, то оно подразумевает, что мы еще больше отдаем себя любовному служению Богу, посвящая ему свой ум, тело и речь.

Вот какие качества брахмана перечисляет Кришна в Бхагавад-гите (18.42): "Умиротворение, самообладание, аскетизм, чистота, терпимость, правдивость, знание, мудрость и религиозность - вот природные качества, присущие брахманам".
Тот, кто получает посвящение в панчаратрику, может поклоняться арча-виграхе, форме Господа в храме, совершая арати, пуджу, огненные жертвоприношения, абхишеки по праздникам, готовя для Божества и т.д. Эти обязанности (предписанные ему по его новому статусу), помогут человеку постепенно совершенствоваться в духовной жизни.
Любой член ИСККОН, желающий получить вторую инициацию, должен быть инициирован не менее чем за два года до этого. Следуя обетам, принятым при посвящении, и ни разу не нарушив их, он должен все это время прилежно выполнять свое преданное служение. Такой кандидат должен быть рекомендован храмовым руководством, подтверждающим, его серьезность, стабильное следование садхане, стойкость в обетах и достойное брахмана поведение в повседневной жизни, особенно в отношении соблюдения чистоты и питания.
Книга САМСКАР. Очистительные Обряды для Успешной Жизни»
Према Раса Дас (Риваулт Филипп) Сандипани Муни Дас (Сордон Лук)
Made on
Tilda