Антьешти-крийа: Погребальная Церемония

хари-намакшайа-йуктам бхале гопи-мрданкитам
туласи-маликоракшам спршейур на йамодбхатах
"К тем, чьи тела украшены знаками тилаки или гопи-чанданы, и расписаны Святыми Именами Господа, и чью шею и грудь украшает туласи-мала, никогда не приблизятся Ямадуты". (Сканда Пурана)
Это последняя самскара, которая в последний раз очистит человека через его тело.
Этот обряд проводят для того, чтобы душа отрешилась от своего тела и не приняла форму приведения (преты), а также для того, чтобы подготовить лучшее назначение для отошедшей души.

Наша вселенная по-другому называется царством смерти. И все же люди по глупости своей надеются обрести здесь бессмертие, одолев непобедимую материальную природу (см. Махабхарату, Вана-парва 3.13.16). Но из Шветашватара Упанишад (3.8.) мы узнаем, что те, кому известна Абсолютная Истина, могут выйти за пределы мира рождения и смерти.
Так что для Вайшнавов, поклоняющихся Господу с сердцем, исполненным любви, постоянно повторяющих Его Святые Имена, вне всяких сомнений, уготована духовная деятельность в служении Господу, либо в этом мире, либо - в царстве Бога (Вайкунтхе). Поэтому члены их семей и друзья не особо привязаны к исполнению всевозможных ритуалов антйешти-крийи.
В Шримад-Бхагаватам рассказывается, как Махараджа Парикшит перед своей смертью спрашивает Шукадеву Госвами: "Не мог бы ты рассказать мне о том, в чем состоит первостепенный долг каждого, и особенно того, кто находится в преддверии смерти?" (Бхаг. 1.19.24). И Шукадева Госвами отвечает: "Высшее совершенство человеческой жизни состоит в том, чтобы в момент смерти помнить Верховную Личность Бога". И все самскары, через которые проходит человек в своей жизни, предназначены помочь ему очиститься и помнить о своем первостепенном долге: вернуться в свой изначальный дом (в высшую обитель, Голоку Вриндавану). Самскары помогают нам направить всю свою жизнь так, чтобы помнить о Господе на каждом шагу.

Чанакйа Пандит говорит, что если мы ищем освобождения, то должны помнить о том, что смерть всегда идет у нас по пятам, готовая схватить нас в любое мгновение. Но тому, кто ищет чувственных наслаждений, лучше думать, что он никогда не умрет. Что же касается тех, кто сможет помнить Кришну в момент смерти, то они отправятся к Кришне и будут вечно жить вместе с Ним. (Б.г. 8. 5,6.) Как обещает Шри Кришна, для них не будет больше ни рождений, ни смертей, и они больше не вернутся в этот материальный мир (Б.г. 8.15-16). Таков вывод Веданта-сутры, выраженной в последнем ее тексте ...*138

Процедура

В письме Реватинандане от 14 ноября 1973 года Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: "Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна несомненно выделит ему хорошее место для следующего рождения... Но, мы также выражаем свою скорбь по поводу утраты такого Вайшнава... Через три дня после его кончины нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок". (См. Шри Чайтанья-чаритамриту, Антйа-лила, главу об уходе Харидаса Тхакура).

#На западе мы не сможем подражать Индии, поскольку должны подчиняться существующим тут порядкам и законам: необходимо, прежде всего, как можно скорее известить гражданские службы о кончине вайшнава (чтобы была вовремя установлена причина смерти), затем тело нужно омыть, одеть в одежду вайшнава, украсить тилакой и цветочной гирляной (маха) с арча-виграхи Господа, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Если есть возможность достать священную воду (Ганги, Ямуны, Радха-кунды и т.п), тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, отвезите его в крематорий. Тем временем кому-то нужно позаботиться о выполнении необходимых формальностей, так, чтобы кремация тела произошла как можно быстрее. В Джайакха-самхите говорится, что мальчика до пяти лет или девочку до семи лет нужно не кремировать, а хоронить. В этом случае обряды тарпаны совершать необязательно.

Шраддха-крия: Ритуал для Благополучия Ушедших Предков

+Для того, чтобы покойный благополучно воплотился в новом теле, предоставляющем ему возможность наслаждаться жизнью на планете Питри (предков), а не скитался в форме приведения в эфирном или тонком теле, необходимо предложить ему и другим Питри определенные подношения. Во время периода осквернения ушедшему ежедневно предлагается вода. На одиннадцатый день, (для семьи брахмана), дом убирается и очищается, готовится прасад и предлагается ушедшему и раздается одиннадцати брахманам.

+Начиная с этого дня и на протяжении всего последующего года каждый месяц необходимо проводить церемонию шраддха. На шестой и двенадцатый месяц к обычной шраддхе следует добавить особые церемонии. Последняя шраддха совершается через год в день смерти покойного.

# В разделе карма-канды проведение шраддхи рекомендуется для тех, кто прошел антйешти-крийа-самскару. Это позволяет скитающимся духам получить материальную "поддержку". Согласно Пиндопанишад, душа, лишившаяся после смерти материального тела (стхула-шарира), но скитающаяся в тонком теле (линга-шарира) размером с большой палец, не в состоянии ни есть, ни пить. Таких тонких сущностей называют претами.

#Отошедшая душа в течение трех дней находится в воде, последующих трех дней - в огне, потом еще три дня она пребывает в пространстве (эфире), затем, десятый день, ее носит по ветру. На одиннадцатый день начинают церемония пинда, состоящая из подношения пищи - небольшого шарика из риса, сваренного в молоке с черным сезамом, гхи и меда, предлагаемого ушедшему и его предкам. Этот обряд проводится старшим сыном и повторяется каждый месяц одиннадцать месяцев подряд, кроме этого в течение года проводится еще две особые шраддхи. Церемония пинда завершается на двенадцатый месяц последним подношением, известным как сапиндади-карана, позволяющим прете обрести тело Питри, чтобы попасть на райскую Питрилоку, планету, где правит Ямараджа.

#Разумеется, такие обряды не освобождают душу от кармы, наработанной ей в течение ее прошлых жизней.
В Гаруда Пуране (11.34.44) объясняется, что подношение пинды преобразует временное тело преты, обретенное ушедшим, в тело, похожее на то, в каком эта душа жила среди нас. * из третьего - щеки, рот и шея;
Вайшнавы и Церемония Шраддха

Согласно вайшнавским писаниям, церемония шраддха может проводиться и для вайшнавов, но только жрецом-вайшнавом и в качестве подношений должен предлагаться вишну-прасад.
Нет необходимости волноваться о назначении вайшнава, всю жизнь должным образом поклонявшегося Богу, Шри Кришне. И для такой личности не требуется проведения шраддхи. Вайшнав, родители которого не поклонялись Шри Кришне, может молиться о спасении их душ.
Как сказано в Сканда Пуране, человеку, получившему посвящение в повторение вишну-мантры, не следует ни стремится к плодам кармической деятельности, ни заниматься благотворительностью ради материального вознаграждения, ни поклоняться предкам. Также и в Хари-бхакти-виласе (9.308), написано, что тому, кто ради удовлетворения своих предков каждый день поклоняется Господу Хари, нет необходимости раздавать милостыню или совершать церемонии шраддха с подношение пинда-даны.
"Том, кто оставил все мирские обязанности и принял прибежище у лотосных стоп Мукунды, дарующего кров всему сущему, уже больше ничего не должен ни полубогам, ни великим мудрецам, ни обычным живым существам, ни родственникам, ни друзьям, ни людям вообще, ни даже своим ушедшим предкам. Поскольку все эти разновидности живых существ являются неотъемлемыми частицами Всевышнего, человеку, отдавшему себя служению Господу, нет необходимости служить каждому из них отдельно". (Бхаг.11.5.41)
Практическое Осуществление Обряда Шраддха

+Вайшнавы могут задействовать церемонию шраддха в служении Господу, и тогда ушедший родственник пожнет благие результаты этого. Для удовольствия Кришны, от имени покойного можно посадить одно или нескольких плодовых деревьев. Плоды с этих деревьев с каждым урожаем можно предлагать Шри Кришне. То же самое можно сделать с деревьями, дающими красивые цветы, или же можно предложить для удовлетворения Господа корову с теленком, поскольку она дает молоко.

+Можно также раздать прасад или распространить книги, такие как Бхагавад-гита, от имени своего ушедшего родственника в годовщину его ухода, или же, от его имени, предложить пожертвования на пуджу Божеству или на любой проект, связанный с удовлетворением Шри Кришны.
Made on
Tilda