Библиотека
Библиотека

Шодашапачара-пуджа
Здесь Вы найдёте видео-записи по следующим важным аспектам:
Установление асаны, Ачаман вайшнавов (части 1 и 2), Асана, Бхута-шуддхи, Дхьяна (манаса-пуджа), Установление Вишеша-аргхьи, Полная шодашапачара-пуджа, Короткая шодашапачара-пуджа, Карма-самарпана, Церемония Арати

Шодашапачара-пуджа
Здесь Вы найдёте видео-записи по следующим важным аспектам: Установление асаны, Ачаман вайшнавов (части 1 и 2), Асана, Бхута-шуддхи, Дхьяна (манаса-пуджа), Установление Вишеша-аргхьи, Полная шодашапачара-пуджа, Короткая шодашапачара-пуджа, Карма-самарпана, Церемония Арати
Установление Асаны
Ачаман вайшнавов, часть 1
Ачаман вайшнавов, часть 2
Асана
Бхута-шуддхи
Дхьяна, Манаса-пуджа
Установление Вишеша-аргхьи
Полная шодашапачара-пуджа
Короткая шодашапачара-пуджа
Карма-самарпана
Статьи
Здесь Вы найдёте статьи, освящающие различные аспекты поклонения Божествам, храмовые традиции.
Статьи
Здесь Вы найдёте статьи, освящающие различные аспекты поклонения Божествам, храмовые традиции.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к закрытому разделу сайта
В этом разделе вы сможете узнать данные о храмовых Божествах в России, а также посмотреть финансовые отчёты российского офиса Министерства поклонения
Ваша электронная почта
Номер мобильного телефона
Нажимая на кнопку «Отправить», я подтверждаю, что ознакомлен (-а) и соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Соглашением об обработке персональных данных»
Первый арчака храма Тирумалы — Шриман Гопинатха Дикшитулу
А. Рамакришна Дикшитулу, потомственный Арчака (Тирумала)
Арчака: обязанности, роль в поддержании храмовых стандартов

Индия — это страна храмов, и почти во всех штатах по всей стране есть очень древние храмы со всеми традициями, которые строго соблюдаются до настоящего времени без каких-либо отклонений. Заслуга такой строгой приверженности традициям и обычаям принадлежит сообществу священников, которые в Шастрах называются «Арчака», хотя были и другие названия, такие как «Панда», «Бхаттар», «Намби», «Пуджари», «Намбутри» и т.д., поскольку они популярны во многих областях. Арчака — это ключ к любому храму для поддержания саннидхайма (Космической энергии) храмовых Божеств, которая одарит всех прихожан тем, что они желают. Фактически идея храма начинается с выбора священника, которому Ягьямани (человек, который организует все требования для строительства и обслуживания храма) поручает строительство, освящение и содержание храма.

Это — божественная ответственность, а не обычная светская работа, как многие думают, поскольку Арчака всегда готов служить своему Богу 24 часа в сутки 7 дней в неделю, независимо от ситуации, будь то во время вторжений, стихийных бедствий и т.д. Его основная задача — заботиться о главенствующем Божестве, и ради этого он жертвует своей жизнью, начиная с него самого и продолжая эту ответственность со своими родными и близкими и так далее. Для него это — уникальная возможность, так как Шастры говорят, что поклонение в храме — это парартхаягйанам, что означает, что поклонение в храме предназначено для всеобщего благополучия.

Термин Арчака состоит из трёх слогов, каждый из которых имеет свое значение: «А», «Ча» и «Ка». Три слога описаны в текстах Агамы следующим образом:
akaro aksharabhyasi chakaro mantrasaktiman kakara: karma nipuna: ||

1. «А» означает, что человек освоил биджакшару. Эти биджакшары используются во время поклонения, чтобы вызвать силу Дэватов.
Биджа-Акшара — это изначальное, ключевое послание и очень мощная Мантра. У каждого Девата есть своя Биджа-Акшара. Величайший из всех Биджа-Акшара — это ОМ или Пранава. Это символ Параматмана — Предельного Сам Брахмана. ОМ содержит в себе все остальные биджа-акшары. Нет мантры, превосходящей ОМ. Этот трилитеральный звук является лишь выражением или проявлением высшего первичного Дхвани или вибрации. Обычно биджа-мантра состоит из одной буквы, но иногда она состоит из нескольких слогов. Некоторые биджа-мантры состоят из сложных букв, таких как мантра «Хрим». Их значение тонкое и мистическое. Форма Биджа-Мантры — это форма Деваты, обозначаемая ею.

2. «Ча» подразумевает, что человек получил силу мантр, которые он читает. Эти мантры должны быть изучены у квалифицированного Гуру, и после продолжительных чтений Арчака получит сиддхи, чтобы применить мантру.

3. В то время как «Ка» означает знание Арчакой Кармы. Карма в соответствии с Вайкханаса Агамой — это способность совершать различные Крии, как предписано Агамами, храмовыми Божествам, что даст желаемые результаты.

Эти три слога вместе образуют термин Арчака и символизируют Арчаку, освоившего биджакшару, мантры и карму.

Во многих древних храмах, таких как Тирумала, Канчи, Шрирангам, Тируваликкени, Бхадрачалам, Симхачалам, традиция наследственной системы Арчака всё ещё существует у квалифицированных членов потомственных общин священников. Именно благодаря им значимость храма многократно возрастает. Если храм становится популярным и богатым, это не архитектура, местоположение или художественное совершенство, которые могут объяснить этот факт. Единственная причина, которая может послужить объяснением, — это божественное присутствие в значительной степени в видимом воплощении Бога там (Арча Мурти).

И божественное присутствие, согласно текстам Агамы, во многом обусловлено строгим и соответствующим поклонением образу Бога там без перерыва или изъяна веками всеми священниками вместе, которые должным образом инициированы и ведут образцовую жизнь. Храмовый священник отвечает за два из трёх факторов, которые ответственны за божественное присутствие в видимом воплощении Бога:
1. Святость и аскетизм в жизни Арчаки
2. Совершенство поклонения
3. Заслуга самого Божества


Арчака храма Тирумалы

Храм Тирумалы и его главенствующее Божество Господь Венкатешвара Свами является самым посещаемым местом паломничества во всем мире. Более 70 000 паломников в будние дни и около 100 000 в выходные дни — это наиболее востребованное место паломничества в современном мире. Его богатая история и древние традиции очень интересны для изучения. Главная достопримечательность храма и самое выдающееся желание преданного — мимолётный проблеск божественной самопроявленной арча виграхи Шри Венкатешвары внутри святая святых. Ради Его даршана преданный готов встретить любое препятствие, чтобы его самая заветная мечта, божественная встреча с его любимым Богом, осуществилась. Из-за этого постоянно растущего желания преданных со всех концов света в храме Тирумала принято ждать своей очереди, чтобы узреть фантастически прекрасное Божество, которое заставляет преданного терпеливо ждать и двигаться в змееобразных очередях со строгой дисциплиной. Будет не случайным здесь упомянуть, что в мире нет другого такого места с такой же дисциплиной и чистотой в храме и вокруг него.

Любая история храма начинается с выбора исполняющего обязанности Священника/Арчаки, и Тирумала не является исключением. За всю свою 5 000 летнюю историю (согласно известным источникам) мы теперь собираемся проследить божественную историю о первом Арчаке храма Тирумала — о Шримане Гопинатха Дикшитулу.

Вайкханаса и Тирумала
Священники в традиционных вайшнавских храмах в Южной Индии принадлежат к общинам вайкханаса или панчаратра. Таким образом, агама в храме — это Вайкханаса или Панчаратра. Арчаки Тирумалы — исключительно брахманы-вайкханасы, происхождение которых можно проследить прямо после освящения самопроявленной арча виграхи Господа Шриниваса. Однако этим вайкханасским арчакам помогают в выполнении их ритуальных обязанностей брахманы-панчаратрины. Кроме того, паричараки, многие из которых являются панчаратринами, имеют право входить во внутреннее святилище и помогать в любой деятельности поклонения главенствующему Божеству, хотя вайкханасы сохраняют единственную привилегию прикасаться к главенствующему Божеству.

Божественная История Шри Гопинатхи
Он был благословлен Самим Господом. По повелению Шривару он начал поклоняться Господу Венкатешваре в Тирумале. Из-за этого благородного поступка в течение последних 5117 лет, ещё с начала Кали-юги, мы все возносили свои молитвы и получаем божественные благословения Господа Венкатешвары, поскольку впервые проявленная форма Господа Шринивасы была открыта и показана им всему миру.

Это божественная история, которая никогда не была рассказана в подробностях и скрыта Пуранических писаниях. Мы уже встречали имя Ченгалавайи в предыдущих статьях. Он — не что иное, как первый вайкханаса-арчака святыни на холме Тирумала, который совершил Арадхану и первую Абхишеку для Дхрува Берам Господа Венкатешвары Свами в храме Тирумалы.

yata: sarvani bhutani bhavantyadi yugagame |
yasmimscha pralayam yanti punareva yugakshaye ||
Шри Вишну Сахасранама
Перевод:
Он тот, от кого все существа появляются в начале цикла времени, и Он также тот, в ком они растворяются в конце цикла.

Вышеупомянутая шлока из «Шри Вишну Сахасранама» имеет косвенное отношение к пятничной абхишеке Шривари в Тирумале. Шлока косвенно относится к разрушению — Пралайе и, как следствие, к божественному происшествию, благодаря которому впервые самопроявленная форма Шривару появилась в Тирумале. После последнего полного разрушения, называемого панчабхоутика пралайам, все дживатмы и пракрити были спасены и находились под защитой Шримана Нараяны, внутри его тела и как часть Его тела, пока Он возлежал на ложе, которым был змей Ади Шеша.

Где-то около 3102 г. до н.э., в самые последние мгновения Двапара-юги, Всемогущий Верховный Господь Брахман Шри Кришна решил, что причина Его появления на Земле для установления праведности была выполнена, и поэтому решил завершить Своё воплощение. По его воле святой мудрец Дурваса, огорченный действием Ядавов, проклял их тем, что пестик, рожденный в клане Ядавов, полностью уничтожит их. Увидев в последствии этот пестик, испуганные Ядавы подошли к Бхагавану Шри Кришне и попросили найти решение. Господь Кришна посоветовал им размолоть пестик и выбросить остатки в океан. Так они и сделали; но остался маленький неизмельченный кусочек, который был выброшен в океан и позже вымыт на берег. Он попал в руки охотника по имени Джара. Господь Шри Кришна, выполнив Свою добровольную задачу на земле и желая избавиться от материального тела, вошел в йогический транс, разместившись на земле в густом лесу и положив правую ногу на левое колено. Охотник пришел таким образом в поисках дичи и принял Шри Кришну за хищного зверя. Мгновенно он выпустил смертельную стрелу, к кончику которой он приладил неразмельченный кусочек пестика. Внезапно появился мощный свет, как будто тысячи Солнц сияли вместе. Шри Кришна явился как Господь Вишну, в своей уникальной четырехрукой форме, и все Риши, Муни, Девы и другие во главе с Брахмой собрались на месте и восхваляли Кришну за то, что он избавил Землю от всех злых существ. Все дэвы ожидали, что небесный дух Шри Кришны (Господа Вишну) придет на Шри Вайкунтху. Но к их приятному удивлению ...

Дух Кришны вознесся на небеса, освещая землю и небо. Когда Он вошёл в Сурья-Мандалу, Солнечную систему, то Он принял форму с четырьмя руками из безжизненной твердой материи. Одновременно голос Небес (асарлравани) призвал дэвов и других созерцать ту форму, которая должна была спуститься или уже спустилась на землю, где Он будет жить вечно и какой форме они должны поклоняться. Шри Веданта Дешика в своем тамильском трактате, известном как Шри Таттва Матрукай, цитирует собственные слова Шри Бхагавана, которые затем были произнесены в Шри Махабхарате — Глава V, Маушала Парва — bhumau gatam pujyatam prameyam. Это было указание, данное Брахме, Девам, Муни и другим в ответ на их просьбу, чтобы, вознося молитвы и совершая другие акты поклонения этой форме, они могли получить спасение. (Возможно, до сегодняшнего дня это могло быть причиной того, что в храме на холме Тирумала есть уникальная практика. Каждую ночь. После Эканта Севы, последнего поклонения за день перед закрытием всех дверей, святой ароматической водой наполняют золотой горшок вместе с божественной сандаловой пастой для использования в поклонении, которое будет предложено Брахмой и другими дэвами. Считается, что боги и полубоги каждый вечер поклоняются Шривару, и поэтому эта тиртха называется «Брахма тиртха», которая дается всем преданным каждый день, как только заканчивается Супрабхатам. Этой самопроявленной арча виграха Господа Кришны, которая явилась всем собравшимся Девам как Господь Шриниваса с четырьмя руками — чатурбхуджа, поклонялись все.

Прошло много тысяч лет, и страной управлял царь, принадлежащий к династии Солнца, Сурья Вамша по имени Санхана. Он был очень благороден и хорошо образован во всех шастрах. Его единственным желанием в жизни было поклонение Шриману Нараяне, и он хотел предложить какое-то служение Господу Вишну, которое будет продолжаться до тех пор, пока солнце и луна не продолжат сиять на этой земле. В один прекрасный день Господь Нараяна божественным голосом посоветовал ему отправиться на холмы Венкатачалы и совершить покаяние.
sakshatpujasrayo nityam aham bimbantarena cha |
yatha srushtam vimanam te madrupam purusharshabha ||
tenokta margena vidhaya punyam vimanavaryam pratimamcha punyam |
prakhyapya sankho naralokasamghe jagama vishno: padamavyayam subham ||
Брахма Пурана
Довольный его аскезами, Господь Шриниваса явился ему и дал указание построить храм с виманам (Гопура или Шикхара) и освятить Его самопроявленную форму.

Снова в конце этой юги произошел великий потоп. Это объясняется в Шри Вемкатачала Махатмйам — Сканда Пурана. Согласно подсчётам времени Санатана Дхармы, для Брахмы 1 день равен двум кальпам, а одна кальпа равна 14 манвантарам. Великий потоп — это ночь для Брахмы. В течение 100 лет была сильная засуха. Все посевы высохли, пищи не было. Солнце сияло как пылающий огонь, и в этом огне земля, города, горы, деревья, леса превратились в пепел. Затем из Брахмы изошли темные облака, и в течение 100 лет шел сильный дождь. Из-за этих дождей сила огня от Солнца уменьшилась. Опять из облаков пошли дожди ещё на 9 лет. Из-за этих дождей океаны перекрыли земли и все небесные миры вместе с землей – Бхулока, Бхуварлока, Суварлока – оказались в полной тьме. Земля утонула в нижних мирах. Ужасный ночной период Брахмы подошел к концу. Шриман Нараяна принял форму белого кабана и поднял землю на своём гребне. Брахма по повелению Господа снова начал создавать мир.

Кто-то может усомниться в том, где в этом великом потопе сохранилась самопроявленная форма Господа Шриниваса. Шри Вемкатачала Махатйам — Брахма Пурана в ответ даёт прекрасную историю:
Во время этой Швета Вараха Кальпы, Вайвасвата Манвантара, 25-й Махаюги-Калиюги жил благородный мудрец Вайкханаса. Он жил возле храма Шри Кришны, расположенного на берегу реки Харидра. Этот храм Шри Кришны описывается как Кришна, которому поклоняются как Великому пастушку. В то время страной управлял царь Дхрута Варма.
krushna kshetre chola dese ya haridra nadi subha|
tattIre vartate pritya harirgopalaveshavan ||
Брахма Пурана

Харидра является притоком реки Кавери. В Пуранах это называется chola desa – haridra nadi, что означает, что храм находится в современном Тамилнаду. В настоящее время храм в Маннаргуди Шри Раджагопалы отождествляется с храмом, упомянутым в Пуранах как Кришна Кшетра. Мудрец Вайкханаса также упоминается как ченгалавайи в семейной истории жрецов Тирумалы. Ченгалавайи был любящим преданным Господа Кришны. Он восхищался играми Господа Кришны. Он с любовью читал и воспевал славу Кришны. Он также поклонялся Господу Раджагопале Свами в храме каждый день согласно Шри Вайкханасе Бхагавачхастрам. Он также вынашивал сильное стремление получить Божественный даршан Господа Вишну в своём воплощении как Шри Кришны.

Чтобы исполнить это, он начал суровое покаяние, размышляя о Господе Кришне. Довольный этим покаянием, Господь Вишну предстал перед ним с приятной улыбкой, на мгновение показал ему свою прекрасную форму Шри Кришны и сказал мудрецу:
«О, дорогой мудрец! Я очень доволен твои покаянием. Ты действительно благословенная душа. Мой даршан трудно получить даже Девам, но только благодаря твоему суровому покаянию Я сейчас перед тобой. Мудрец Вайкханаса — Сутра Карта или преступник вашего клана, очень дорог мне. Ты принадлежишь к великой линии. Твоя повседневная жизнь всегда была сосредоточена на том, чтобы оказывать мне благочестивые каинкарьямы (служение). Следовательно, ты достиг результата большего, чем результат Ягьи, Даны и Тапы. Ты хотел обрести мой ниджа рупа даршан, что лучше всего. Но согласно Санатана Дхарме, те, кто рожден людьми, должны придерживаться своего пути к освобождению и следовать его принципам, установленным в соответствии с их варнашрама-дхармой и предписаниями шастр. Ты не можешь следовать чему-то или желать чего-то, что было порождено твоим умом.

В мантра-шастре есть принцип, называемый арвана, который гласит, что человек, рожденный в определенных накшатрах и раши и имеющий определенную природу, должен поклоняться определенному Божеству. Это принцип, которому все должны следовать. Это также зависит от времени и страны, в которой он живёт. Арвана означает то, что подходит человеку. В этом контексте, согласно этому принципу, каждый человек получит соответствующее благословение, если продолжит поклоняться определенным Божествам согласно своему гороскопу. Не у всех будут одинаковые правила, поскольку это зависит от астрологической комбинации, и это очень похоже на принцип, согласно которому одно и то же лекарство не может излечить всех. Иногда, если мы не будем следовать рецепту, это может навредить нам. Поэтому, исходя из этих критериев, поклонение и выполнение Упасаны Шри Кришны не подходит для тебя. В зависимости от места и времени твоей жизни у тебя нет силы Арваны. Но я могу понять твоё желание и страсть поклоняться Моей форме. Так что теперь Я предложу тебе альтернативу, чтобы исполнить твоё желание. Поверь Мне и не беспокойся!
tvaya dhyeyassrinivaso naham dhyeyo dvijottama ||
yo yogyo yasya jivasya tena dhyeya ssa eva hi |
yogyopasanaya jivamuktim yanti na samsaya: ||
abhidha srinivasasya tava yogya dvijottama |
vemkatadrim tato gachha srinivasassvayam hari : ||
Брахма Пурана

Шри Бхагаван посоветовал Ченгалавайи: «Поклонение и повторение мантры Господа Шринивасы в Арча-рупе очень уместно и подходит для тебя. Делая это, ты не только доставляешь Мне удовольствие, но и приносишь пользу дживам на этой земле. Поэтому не откладывай, пожалуйста, и отправляйся на священную гору Венкатачала и поклоняйся Господу Шринивасе.

О, дорогой, дваждырожденный! Во время великого потопа, случившегося в предыдущую югу, храм и его Вимана были разрушены. Этот храм и Вимана были построены моим дорогим преданным, великим царем Солнечной расы, Санкхана Махараджем. По Моей божественной воле освящённая самопроявленная форма Шри Шриниваса в этом храме защищена от ущерба великих потопов. Я Сам завещал и защищал эту форму, которая спрятана внутри муравейника до колен, под деревом тамаринда на южной стороне, на берегах Свами Пушкарини. К северо-востоку от этой формы находится священный пруд, называемый Бху Тиртхой, который был построен Бхудеви для того, чтобы использовать воды пруда для совершения хавиши (маха наиведьи) Господу. Также к северо-западу от этого тамариндового дерева есть святая корова по имени Гаутами, которая поклоняется, поливая молоком форму Господа Шриниваса. Запомните все эти знаки и поищите эту форму в Венкатачала Кшетре. Освяти форму согласно учениям Шри Вайкханаса Бхагавачхастры и поклоняйся, продолжая то же самое с сегодняшнего дня. После тебя, по Моей воле, твои дети и родственники продолжат поклонение Моей форме.

pura krutayuge paschat bhage sankhena vai krutam |
vimanam kalpapralaye nashtaprayamabhuddvija: ||
valmikasyantare vishno: pratima vartate subha |
sankhena nirmita punya sarvapapaharamala ||
janumatre nimagna hi tintrinivrukshamulata: |
Брахма Пурана
«Не бойся, что ты один в этом густом лесу Шешачала. Другой преданный, бхагавата по имени Ранга Дас, родом из Пандья-деши, поможет тебе в решении вышеуказанных задач. Отныне тебя будут звать 'Гопинатха Дикшита' - etadavaduktva svapnetu gopinatheti nama cha |
[Именно по этой причине арчакам/священникам храма в Тирумала присвоено окончание к имени, называемое «дикшитулу», аналогичное имени их предка Гопинатхи Дикшитулу, первого священника-вайкханаса из храма Шривари в Тирумале, совершившего Арадхану и первую Абхишеку, давшего обет (дикша) впредь продолжать поклонение Господу Шринивасе всеми поколений.]

Сказав это, Господь исчез и оставил Гопинатху в божественном восторге. Таким образом, он с радостью отправился в Венкатачалу. По дороге он встретил Ранга Даса. Они оба обменялись рассказами об играх Господа с ними и продолжили свое путешествие. Они достигли вершины холма, который был посреди густого леса. Это напоминает нам слова странствовавших вайшнавских святых поэтов — Алваров, которые пели об этом холмистом храме в божественном экстазе. Они описали холмы как труднодоступные и опасные, вокруг которых бродят огромные слоны и дикие кабаны, прячутся леопарды и львы. В то время преобладало общее представление о том, что сама гора считалась священной, и также указывается, что весь регион, горные хребты с пиками, а также равнины вокруг них, представляли собой огромные и густые джунгли, в некоторых местах непроходимые. Холм Венгадам изобиловал огромными чёрными слонами, ядовитыми змеями, кабанами, обезьянами, львами и леопардами, которые бродили свободно. Склоны были усыпаны высокими бамбуковыми кустами, «растущими до небес», увядающими и снова прорастающими до больших высот. Лес на вершине холмов упирался в небо. На каждом берегу было множество ручьёв с цветущими лианами, которые из-за сильного дождя превратились в бурные пороги. Большую часть времени на холмах стоял густой туман, а лес был прохладным и ароматным. Там были цветочные рощи, в которых с веток сочился мёд, на который слетались жужжащие пчелы и жуки, и были пруды, наполненные прекрасными лотосами.

Они оба наслаждались этой небесной красотой Венкатачалы и приблизились к Свами Пушкарини. Гопинатха вспомнил и высмотрел знаки, о которых говорил Господь, и обнаружил, что самопроявленная форма Господа Шриниваса спрятана под муравейником. Они принесли свои почтительные поклоны, Гопинатха предложил Господу первую абхишеку или священную ванну с молоком от чёрной коровы (коровы с особыми чертами, обычно называемой Капилой), пока муравейник полностью не размылся. Гопинатха определил идеальное место для установки Божества и расчистки окружающей растительности. Затем он установил Дхрува беру Господа согласно Вайкханаса Агаме. Они установили четыре колонны, временные стены с песком и крышу с листьями, что является первым сохранившимся до наших дней святилищем. Гопинатха продолжал поклоняться Божеству каждый день, и Ранга Дас помогал ему собирать цветы и другие предметы, необходимые для поклонения. Ранга Дас родился в его следующем рождении как Король Тондаман, который построил первый храм с Виманой и пракарой.

Поскольку Гопинатха Дикшитулу является первым мудрецом, благословленным Господом, который совершил поклонение в этой Кали-юге, он является риши, придумавшим мантру Шри Венкатешвара Астакшари:
Om namo vemkatesaya.
Эта маха-джапа-мантра ежедневно читается Вайкханасой Арчакой во время пада-севы Господу вместе с дхьяна-мантрой. Выдержка из мантры приведена ниже:
asya sri vemkatesvara ashtakshari maha mantrasya gopinatha rishi: anushtup chanda: …
dhyanam: vidyutkoti divakarabha manisam ….

Господь Шриниваса в Тирумале наслаждается Каинкарьямами (служением), предлагаемыми Вайкханаса Арчаками, принадлежащими к линии Шриман Гопинатха Дикшитулу вплоть до настоящего времени. Господь Венкатешвара всегда выбирает благословлять своих преданных и наслаждаться служением, предлагаемым ими. Он наслаждается и бывает удовлетворен уважительным служением, предлагаемым его дорогими преданными, и в ответ осыпает самыми лучшими благословениями всех нас!

|| Srinivaso vijayate ||
Шри Шри Даял-Нитай Шачисута. История поклонения c 1989 года до наших дней.
Стхала-пурана
Часть 1. Предыстория

История прихода в Москву Их Светлостей Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты началась в 1989 году. Закончился период гонений, преданных выпускали из тюрем. Стала, наконец, возможна официальная регистрация Общества Сознания Кришны в СССР. А в феврале 1989 года около 50 преданных впервые получили возможность побывать в святой Дхаме. В их числе был Бхарадвадж прабху, один из первых советских преданных Кришны.

Бхарадвадж Прабху: «Как-то раз в свободное время я обходил во Вриндаване Лой Базар, место, где местные ремесленники предлагали изваяния Божеств. (...) В 1989 году, когда мы выехали в Индию, мой ашрам был в Москве. Так вот для такого именно ашрама и пришлось искать соответствующие Божества, а ими могли быть, конечно же, только Божества самого Господа Чайтаньи — основателя проповеди Кришна-бхакти в Кали-югу. Выбор Божеств был не быстрый, Их было очень много, и, как мне показалось через несколько дней, от одних Божеств вдохновение было наибольшим. Им и было предложено переехать в Россию».

В то время проповедь в Москве развивалась лучше, чем где бы то ни было в бывшем СССР, и поэтому, вернувшись в Россию, Бхарадвадж прабху решил отправиться нести сознание Кришны в другие места — туда, где проповедников не хватало. Его выбор пал на Украину и, вместе с Божествами и десятком преданных, он переехал в Днепропетровск. Вайшнавы (такие как Бхагаватачарья прабху, Уграха прабху, Ягья Прия прабху, впоследствии Нитай-Чайтанья прабху и другие) проповедовали от имени Шри Шри Гаура-Нитай на юге Украины, благодаря чему во многих городах стали появляться центры и храмы. В марте 1990 года, на открытии центра в Симферополе, Божества отпраздновали Свою первую Гаура-пурниму.

Проповедь в Украине стремительно развивалась, начали приезжать в гости преданные с Запада. От них русские вайшнавы впервые узнали о декабрьском марафоне Шрилы Прабхупады, посвященном распространению книг. Вдохновленный этой идеей, Бхарадвадж прабху решил вернуться в Москву, поскольку «лучшего места для проведения Марафона Прабхупады невозможно было себе и представить». Передав руководство симферопольской ятрой другим, осенью 1990 года Бхарадвадж прабху вместе с Божествами вернулся в столицу, чтобы возглавить московскую санкиртану. Храм тогда был в знаменитой квартире недалеко от станции метро «Колхозная» (ныне – «Сухаревская»).

Бхарадвадж Прабху: «Нашим Божествам тогда поклонялась моя жена Ананга-манджари, и её служение тоже можно считать немаловажным вкладом в историю — как начала марафонов Прабхупады в России, так и успеха марафона в Москве. Немаловажная особенность Божеств в том, что моя близость с Ними дала мне возможность организовать марафон Прабхупады в Москве так, что количество книг было рекордным. За декабрь 1990 года было распространено 20 тысяч книг Прабхупады, что соответствовало количеству книг распространённых за двадцать лет истории русской ятры в СССР». За декабрь месяц 1990 года было распространено 20 тысяч книг Прабхупады, что приблизительно равнялось количеству книг, распространённых за 17 лет истории русской ятры в СССР с 1971 по 1988 годы, до официальной регистрации».

31 декабря, в день окончания марафона, Бхарадвадж Прабху принес Божества в храм на «Колхозной», чтобы Они увидели преданных, столько сделавших для распространения Их славы. Преданные счастливо пели киртан, а затем преподнесли Божествам большой пир.

В том же 1989 году в Индии Киртирадж прабху (ученик Шрилы Прабхупады, отвечавший за проповедь в Советском Союзе) заказывал Божества для преданных и ятр русской общины. Он обратился с просьбой о пожертвовании к Радхападу прабху, состоятельному индийскому вайшнаву, который ранее оплатил установление Шри Шри Радха-Мадхавы в Маяпуре. Радхапад хорошо относился к советским преданным и поддерживал кампанию за их освобождение из тюрем. Его очень воодушевляли известия о том, как распространяется сознание Кришны на территории бывшего Советского Союза. Он даже хотел сам отправиться туда, но не смог, поскольку был уже стар. Киртирадж прабху вместе со своей супругой Шримати Харипуджей отправился во Вриндаван. Им нужно было приобрести 52 пары Божеств Гаура-Нитай.

Будущие Шри Шри Даял-Нитай Шачисута были изготовлены двумя братьями из семьи лучших вриндаванских муртивалл — прабху Доялом и Бхагаваном дасом, в свое время сделавшим Божества для нашего храма Кришна-Баларамы во Вриндаване.

Когда все Божества были изготовлены, Киртирадж прабху составил список городов, куда Они поедут, и передал все это русским преданным — тем самым первым паломникам. Но до поклонения Им в Москве было еще далеко. В конце 1990 года преданные получили здание на Хорошевском шоссе у метро «Беговая» и начали его реконструкцию.


Часть 2. Храм «на Беговой»

Кришнананда прабху: «В один прекрасный день в самом конце 1990 г. Видура прабху сказал Санатане-Кумару прабху, что тот должен взять десять брахмачари и ехать на «Беговую». К тому времени там уже обосновалось наше издательство. И у них уже была храмовая комната. Изнутри она выглядела как вагон — узкая длинная комната, в конце которой алтарь... Там уже шло поклонение. Алтарь был отгорожен прозрачным занавесом — Киртирадж прабху сказал, что в России занавес алтаря должен быть прозрачным, чтобы всегда видеть, что там вытворяет пуджари. На месте впоследствии знаменитой большой храмовой комнаты с блестящим паркетом тогда не было вообще никакого пола — голая земля».

Преданные начали ремонт здания. Санатана-Кумар прабху руководил строительством храмовой комнаты. Бал Кришна прабху привез из Сибири мрамор, которым отделали алтарь.

Бхарадвадж Прабху: «Перевезти весь нужный инвентарь для второго храма, — вспоминает, — помог наш "Гаруда", первый микроавтобус ятры. Нитьянанда Рам прабху из Еревана купил мне подержанный "ЕрАЗ", но ради миссии его перепрофилировали на имущество ятры. Я помню, вместо меня в конце февраля за отдел строительства всего храма был назначен Мучукунда прабху, и он, хотя и не так быстро, как бы хотелось, но очень ответственно справлялся. Однажды меня приставили к нему, чтобы мы вместе выбрали люстры для храмовой комнаты — мне нужно было проследить, чтобы затраты не превышали выделенную сумму... В конце концов, после многих звонков и поездок по знакомым и магазинам груз был доставлен. Конечно, бюджет был превышен. Но, увидев один, поистине великолепный, образец, мы поняли, что думать о чем-то другом — просто преступление. И купили его.

Подъезжая к Беговой, Мучукунда думал, как бы ему исчезнуть на несколько дней, дабы избежать встречи с Индрадьюмной (нашим казначеем) и остальной начальственной братией. Но когда груз был доставлен и предстал перед взорами публики, нам простили всё. Те знаменитые большие люстры прослужили до последних дней храма».

Когда речь зашла об установлении Божеств, обнаружилось одно препятствие — Киртирадж прабху передал для московского храма только большие Божества. Но по правилам у любого Божества обязательно должно быть Утсава-мурти, то есть Божество небольшого размера, которое выносят из храма на торжественные процессии и другие праздничные церемонии. В то время в Индию преданные ездили очень редко, поэтому быстро привезти еще одни Божества было невозможно. Многие из тогдашних лидеров московской ятры уже побывали в Индии и привезли с собой небольшие Божества, чтобы поклоняться Им дома. Но теперь никто не хотел отдавать свои домашние Божества в храм. Решился на это только Бхарадвадж прабху. В то время, по его воспоминаниям, они с женой и так все время проводили в храме, не имея времени на поклонение домашним Божествам. И Ананга Манджари д.д. стала первым старшим пуджари в храме «на Беговой».

Бхарадвадж дас вспоминает о подведении итогов марафона 1990 года в храме «на Беговой»: «В конце февраля 1991 Божества дали большой даршан Своим слугам с «Беговой». Тогдашнее помещение храмовой комнаты, похожее на вагон, стало местом первого импровизированного вечера, посвященного подведению итогов рождественского марафона Прабхупады. Присутствовали лидеры московской ятры, преданные санкиртаны и вайшнавы из ББТ. Были объявлены имена многих победителей (среди них не все даже были инициированы), которые на долгий срок войдут в историю санкиртаны СССР-СНГ как «махаратхи».

Я выразил благодарность преданным ББТ и их тогдашним лидерам Санньясе прабху и Камаламале прабху за их динамизм в издательской деятельности, за то, что обеспечивали нас несметным количеством книг. Иначе как бы мы смогли своими рекордами порадовать Божеств?
Саньяса прабху объявил об очередной победе ББТ и русской миссии Шрилы Прабхупады: увидела свет ещё одна Бхагавад-Гита на одном из языков СССР — латышском. Первый сигнальный экземпляр был торжественно подарен мне, Бхарадваджу дасу, как одному из первых подпольных издателей этой книги».

Мраморный алтарь был закончен, и в конце 1991 — начале 1992 Божества перенесли на него. Им поклонялись около полугода, а официальное установление состоялось в июне 1992 года. Церемонией установления руководил Премараса прабху, пуджари из Швеции, а киртан пели Индрадьюмна Махарадж, Гопал Кришна Махарадж, Прабхавишну Махарадж и другие. Обряд проводился по всем правилам. Было проведено огненное жертвоприношение: по традиции, Божество сначала призывается в огонь и только потом в мурти. Затем, во время маха-абхишеки, Божеств омыли различными благоприятными жидкостями. По воспоминаниям преданных, было море чаранамриты.

В то время вайшнавы России жили в ожидании великого события — концерта группы Гауранга-бхаджан-бэнд, состоявшей из Харикеши Свами, Бхактивайбхавы Свами, Кришна-кшетры прабху и других духовных учителей ИСККОН. Сотни преданных распространяли билеты на концерты в Москве и Санкт-Петербурге. В это же время по стране колесили выездные группы санкиртаны — поскольку главной задачей Движения сознания Кришны считалось распространение книг. На фоне всех этих событий, установление Божеств в Москве прошло как-то незаметно.

Но Шри Шри Гаура-Нитай, глядя на преданных с новой резной шрингасаны, давали им силы для духовной жизни и проповеди в стране, где 70 лет до того официальной религией считался атеизм. И проповедь ширилась. Печатались и распространялись миллионы книг Шрилы Прабхупады, к Движению присоединялись сотни новых людей. Служение Божествам не было на первом месте, но арчана — не единственный способ поклонения Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Они считают служением Себе любое, даже самое маленькое усилие в распространении сознания Кришны. Поэтому Они были довольны.

Старшим пуджари стал Санатана-кумар прабху. В 1991 году в пуджарском департаменте появился Вишнурата прабху. На Джанмаштами 1992 года преданные сняли на два дня кинотеатр «Октябрь». В первый раз большие Божества покинули храм — алтарь был устроен прямо на сцене. А маленькие Божества выезжали часто — и летом, и зимой. Сначала преданные проводили программы в цыганском театре «Ромэн» на Ленинградском проспекте, потом в кинотеатре «Баку» у метро «Аэропорт». Это было особое время для любителей прасада: перед каждой программой Божествам подносили десяток роскошных блюд, которые затем раздавались преданным и гостям в неограниченном количестве.

В 1995 году из Швеции приехал Эканатха прабху, которого попросили возглавить московский храм. Он назначил Вишнурату прабху, к тому времени ставшего старшим пуджари, в руководство храма. Не успевая совмещать обе должности, Вишнурата прабху попросил помогать ему в руководстве отделом поклонения Божествам Сулочану прабху. В 1997 году Вишнурата прабху стал президентом храма, а Сулочана прабху — старшим пуджари.

В том же 1995 году в пуджарской появился первый компьютер — с черно-белым экраном и пятидюймовыми дискетами, стоивший по тем временам бешеных денег. Именно на нем Апратиратха прабху по поручению Вишнураты прабху набирал первый стандарт поклонения, основываясь на рукописном листке с аналогичным стандартом храма в Коршнасе (Швеция). Конечно, стандарт поклонения в храме «на Беговой» был установлен гораздо раньше, одновременно с Божествами. Но тогда никому не приходило в голову его записывать — пуджари было мало, и все знали его наизусть.

В начале 90-х годов в России был крайний дефицит информации о поклонении Божествам. Доходило до того, что преданные, приезжая в Маяпур, считали, сколькими кругами пуджари подносит Радха-Мадхаве тот или иной предмет. В Москве с этим было немного полегче, но ошибок и неточностей хватало. По мере узнавания «новых» подробностей, стандарт приходилось править, хотя основа оставалась неизменной. В этом процессе неоценимую помощь оказал Нрисимха-Кавача прабху, министр ИСККОН по поклонению Божествам, несколько раз приезжавший в Россию. Впоследствии он признал, что стандарт поклонения в Москве — один из самых высоких по европейским меркам.

В 1997 году в Москве были организованы курсы по поклонению Божествам. Пуджари и повара собирались два раза в неделю на лекцию. Одну из лекций прочитал Вайдьянатх прабху (будущий Бхакти Вигьяна Госвами), недавно приехавший из Швеции, где поклонение Божествам Шри Шри Гандхарвике-Гиридхари проводилось на очень высоком уровне. В конце все сдавали письменный экзамен.

В 1995 году появился первый столик с маха-прасадом в гардеробе храма. Потом возник того же назначения вагончик на заднем дворе. В конце 1998 года вместо него построили кафе «Ганга», в котором первоначально продавался только маха-прасад. Знаменитые кунжутные шарики, бурфи «Радха-Шьям», «Кришна-Баларама» и другие славились по всей стране. Многие рецепты были созданы знаменитым поваром кухни Божеств Малликой даси.

Вообще, кризисный (во всех отношениях) 1998 год, как ни странно, прошел для пуджарского департамента московского храма хоть и нелегко, но без таких разрушительных последствий, которые выпали на долю Би-Би-Ти и санкиртаны. Поклонение продолжалось.

В конце 1998 — начале 1999 года Божествам подарили новую резную шрингасану (деревянный алтарь). С этим связана отдельная история. За полтора года до того пуджари Амбалика д.д. и Дхвани д.д. разработали подробный эскиз будущего алтаря и выслали его Анируддхе прабху из Прибалтики, отец которого был хорошим резчиком по дереву. Предполагалось, что работа займет 3 месяца, но изготовление затянулось более чем на год. И результат даже не напоминал эскиз. Резчики взяли за образец алтарь Божеств Шри Шри Кишора-Кишори в Чикаго (США), внеся небольшие изменения в конструкцию. На фотографиях сходство очень заметно.

Летом 1999 года в Москву приехал Бхакти Бринга Говинда Махарадж. Он дал нашим Шри Шри Гаура-Нитай новые имена: Шри Шри Даял-Нитай Шачисута — Милостивый Нитай и Сын матушки Шачи. Чуть позже состоялась Ратха-ятра в Парке им. Горького — первая Ратха-ятра после длительного перерыва и первая большая проповедническая программа после кризиса 1998 г. Божества продолжали проливать на преданных Свою милость, давая им вдохновение и духовную силу.

К 2000-му году в пуджарском департаменте служило около 20 человек: пуджари, повара, цветочницы, помощники. В 2002 г. разделили кухню — кафе стремительно развивалось, маха-прасада уже не хватало, пришлось организовать отдельное помещение. Одновременно на втором этаже храма появилась новая, просторная комната Туласи.

Община и храм продолжали расти, несмотря ни на что. Проводились харинамы, распространялись книги, в храм постоянно приходили новые люди. Преданные организованно выезжали на фестивали в Индию и Дивноморск. Городские власти достроили, наконец, Третье кольцо и новый выход из метро «Беговая», от которого до храма была едва ли сотня метров.

А потом …

Вишнурата прабху: «Когда земля в Москве стала дороже золота, строительные магнаты начали планомерную осаду всего района. Почти год храм жил за строительным забором, периодически оставаясь без света и других коммуникаций; иногда строители перекрывали доступ в храм. Сложно даже представить, что пришлось пережить Госвами Махараджу и Шьяму прабху (тогдашнему президенту храма) в бесконечных разбирательствах с чиновниками и строителями. Преданных постоянно провоцировали на конфликт, чтобы решить проблему «силовым» методом. В конце концов, власти пошли на выделение 1 гектара земли для преданных и постройку временных помещений на Ходынском поле.

Переезд оттягивали до последнего, чтобы лучше обустроиться на новом месте. И вот, когда уже были отключены все коммуникации и под стены храма подступили бульдозеры, Божества Шри Шри Даял-Нитай Шачисута последними, как капитаны корабля, покинули старое здание». Это произошло 16 июня 2004 года. Легендарное здание храма «на Беговой» снесли бульдозером под тихий прощальный киртан нескольких преданных.


Часть 3. Динамо

За несколько дней до того отпраздновали Брахмотсаву — 12-ю годовщину со дня установления Божеств. Преданные еще не успели отдохнуть от праздника, как грянул переезд. Пуджари рассчитали все по минутам — не было пропущено ни одного поднесения бхоги, ни одного арати. Но несмотря на это переезд запомнился всем участникам как тяжелое, очень печальное событие, последствия которого ощущались еще очень долго — как в храме, так и в общине.

После старого, но надежного жилого дома с мраморным алтарем, теплыми полами, горячей водой и городской канализацией, строительные вагончики на Ходынке повергли преданных в ужас. До потолка алтарной можно было легко достать рукой. Тонкие стены из ДСП корежились и бугрились. Пол ходил ходуном при каждом шаге. Комната Божеств, оббитая той же ДСП, оказалась маленькой и тесной. Не хватало нижней ступеньки алтаря, первое время омывать и переодевать Божества приходилось на вытянутых руках. Потом ступеньку поставили – но до бортика оставалось так мало места, что пуджари еле-еле помещался, и утреннее поклонение превратилось в настоящую аскезу.

Храм опустел. Вагончики не предусматривали места для более чем 80 брахмачари, живших в храме «на Беговой». Часть из них приютил у себя дома Сиддханта прабху, остальным пришлось снимать квартиры или разъезжаться по другим городам. Некому стало петь киртаны и читать утренние лекции. Точнее, лекции по «Бхагаватам» продолжались, но приходили на них 2-3 человека. Выяснилось, что храм «на Беговой» был не просто зданием. С его разрушением пропало что-то очень важное, словно исчез скелет, на котором росла община. Но сердце ее продолжало биться — Шри Шри Даял-Нитай Шачисута по-прежнему принимали поклонение, и это давало надежду, что, по Их милости, когда-нибудь все устроится. Хотя фактически все пришлось начинать заново: брахмачари-ашрам, санкиртану, воскресные программы, харинамы и даже служение Божествам. Обустраивать поклонение на новом месте было тяжело и морально, и физически.

Первый год «на Динамо» был самым трудным во всех отношениях. Не было горячей воды, и целый год помощникам пуджари и поварам приходилось мыть посуду ледяной водой, в безнадежных случаях подогревая ее на электроплитке. А ведь все подношения для Божеств готовятся (и даже тогда готовились) на топленом масле (гхи), которое очень трудно смывать. Периодически воду отключали совсем. Нирмалаканти рабху и другие преданные каждый день ездили за водой, набирая ее в большие железные бидоны. Иногда вода замерзала, приходилось топить лед. Центрального отопления строительные вагончики не предусматривают, о теплых полах и батареях речи не шло, обогревателей не хватало. Не хватало и денег, часто пуджари приходилось с вечера собирать пожертвования, чтобы купить продукты на следующий день. Повара, приходя готовить, приносили бхогу с собой. Но стандарт поклонения не снизился. Не было ни одного дня, когда Шри Шри Даял-Нитай Шачисуте не поднесли бы свежие цветочные гирлянды и букеты.

Кафе «Ганга» переехало в ТЦ «Старт», окончательно отделившись от кухни Божеств. И все пришлось начинать заново. Снова, как в далеком 1995-м, возле гардероба появился столик с маха-прасадом.

Постепенно община начала отходить от шока, вызванного потерей храма «на Беговой». Все больше людей стало приходить на воскресные программы, проходившие в пандале, пока позволяла погода — храмовая комната по-прежнему производила гнетущее впечатление. В 2007 году в ней перестелили линолеум, и стало чуть светлее. В том же году возродился из пепла ашрам брахмачари при храме. Ушли в прошлое безлюдные мангала-арати, утренние программы начали оживать.

Но по мере восстановления общины становилось ясно, что нынешнего помещения катастрофически не хватает. В 2004-2005 пытались возобновить традицию начала 90-х — снимать залы, но идея не прижилась — слишком дорого и неудобно. Новый храм по-прежнему оставался далекой абстракцией. А маленькая храмовая комната уже не могла вместить всех желающих во время праздников и лекций духовных учителей. Приходилось снимать двери в пуджарской, чтобы преданные сидели и там.

Пробовали снимать на праздники санатории за городом. В 2007 году состоялось празднование Нрисимха-чатурдаши в подмосковном Полушкино. Это был второй (и пока последний) раз, когда из храма выехали большие Божества — вместе с пуджари и огромным количеством вещей: посудой, одеждами, украшениями, продуктами... Погода была холодной и ветреной, но фестиваль удался. Маха-ягья на четырех огнях, зажигательные киртаны Бхакти Бринги Говинды Махараджа, лекции Джаяпатаки Махараджа и Бхакти Вигьяны Госвами, многочисленные спектакли, чудесный пир, приготовленный дружной командой преданных... Праздник запомнился надолго!

Однако, чем дальше, тем яснее становилось, что пора что-то менять. И вот, во время Брахмотсавы 2008 года, официально объявили о начале реконструкции храма. Брахмачари во главе с Даяваном Прабху рьяно взялись за дело. С утра до поздней ночи жужжали пилы и дрели. До храмовой комнаты добрались буквально накануне Радхаштами, выпавшего в тот год на 7 сентября. Не хотели откладывать ни на день, чтобы успеть завершить ремонт до наступления холодов, поэтому на праздник алтарь перенесли в пандал.

А пуджари снова предстояли серьезные испытания. Храмовую комнату временно сделали в «переговорной», на втором этаже, а это означало, что с подносами и всем остальным приходилось бегать туда-сюда по довольно крутой лестнице, открывая и закрывая по пути несколько дверей. В конце октября храмовую комнату торжественно открыли. Она стала больше, строители утеплили стены и пол, потолок стал выше и светлее. Божества вернулись на первый этаж. В алтаре сделали теплый пол, а стены и потолок украсили дорогими бронзовыми зеркалами. Но пуджарская по-прежнему лежала в руинах... Фактически, ремонт закончился только в апреле 2009 года, когда доделали уже силами самих пуджари комнату для проведения огненных жертвоприношений.

В 2008 году, по просьбе Бхакти Вигьяны Госвами, в Москву впервые приехал брахман из Южной Индии Шиталанга Гауранга прабху. Он установил на нашем алтаре Божество Ананта-Шеши, а на крыше храма засияла Сударшана-чакра. По просьбе пуджари Шиталанга Гауранга прабху начал проводить для преданных курсы по поклонению Божествам и чтению мантр.

В том же году сделали видеотрансляцию из храма, благодаря которой русскоязычные преданные по всему миру смогли участвовать в утренних и воскресных программах. Тогда же был сделан первый сайт, посвященный Их Светлостям Шри Шри Даял-Нитай Шачисуте. В конце 2008 года отреставрировали «лотосы», на которых стоят большие Божества — вместо постоянно облезавшей краски их инкрустировали стразами Сваровски.

2010 год — уже новейшая история. В начале весны торжественно рухнул старый пандал, верно служивший московским вайшнавам с 2003 года. Пришлось поставить новый, большой и просторный, с красивым деревянным алтарем, подаренным брахмачари из ашрама в подмосковном Юрлово. Шри Шри Даял-Нитай Шачисута теперь смотрят на Своих преданных другими глазами — из янтаря и золота...

А потом построят новый храм, и «Динамо» уйдет в историю и станет легендой, как стали легендой «Колхозная» и «Беговая».

На самом деле, описать все служение, которое Шри Шри Даял-Нитай Шачисута приняли за 18 лет Своего пребывания в Москве, просто невозможно. Они помнят каждого человека — пришел ли тот к Ним на даршан, попробовал маха-прасад или услышал святое имя на харинаме. Они знают историю каждого комплекта Своих одежд, каждого колокольчика в пуджарской, каждой распространенной книги Шрилы Прабхупады. Поэтому рассказать всю Свою историю могут только Они сами, я лишь упомянула некоторые моменты. Нет здесь рассказов о сотнях праздников, проведенных в Их честь за эти годы. Например, о знаменитом Джанмаштами 2006, который отмечали целых 5 дней, или о Ратха-ятре 2008 в Зеленом театре, с огромным размахом прошедшей после 10-летнего перерыва. Нет упоминания о журналах с письмами Божествам, несколько лет подряд преподносившихся Им на Брахмотсаву. Эти журналы печатались на принтере всего в 20-30 экземплярах, но чтобы сделать их, нужна была любовь нескольких десятков преданных. Нет и рассказа о появлении на алтаре Вараха-шалаграма, после которого пришлось серьезно улучшать стандарт поклонения. Можно было еще рассказать о нама-хаттах, издательстве Би-Би-Ти, программе «Пища жизни», харинамах... История Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты — это история московской общины вайшнавов. Да и не только московской. Им служат и о Них помнят многие преданные в СНГ и во всем мире. Каждый день десятки, а иногда сотни и даже тысячи людей приходят к Ним на даршан — и Они отвечают каждому, кто обращается к Ним с молитвой. Потому что Они, Милостивый Господь Нитьянанда и Господь Чайтанья, сын матушки Шачи, пришли из духовного мира в Москву именно за этим: чтобы помочь преданным, каждому из нас, установить отношения с Ними и вернуться домой, в духовный мир.

Сейчас в пуджарском департаменте служит около 70 человек. Благодаря матаджи Субханги дд, которая активно привлекает преданных к служению в пуджарской, появилось много новых людей, которые сделали поклонение Шри Шри Даял-Нитай Шачисуте неотъемлемой частью своей жизни. Но многие имена звучат в пуджарском департаменте уже более десяти, а то и пятнадцати лет: Вишнурата прабху, Апратиратха прабху, Сулочана прабху, Ишана Тхакур прабху, Дхвани д.д., Амбалика д.д., Маллика даси, Мадху-мадхави д.д., Яшорупа д.д., Читра-рупини д.д., Вани-прия д.д., Сатьябхама д.д. Невозможно перечислить всех, кто служил или служит сейчас московским Божествам, но Шри Шри Даял-Нитай Шачисута навеки поселяются в сердце каждого, кто хоть раз близко соприкоснулся с Ними. И это — высшая награда.


Большое спасибо преданным, помогавшим в подготовке этой статьи:
Киртираджу прабху (Алачуа, США), Бхарадваджу прабху (Днепропетровск, Украина), Кришнананде прабху, Вишнурате прабху, Дхвани д.д., Апратиратхе прабху, Вьяса-шуно прабху (Алачуа, США).
Made on
Tilda