Это одна из самых важных самскар. Ребёнок может получить имя на десятый, одиннадцатый, двенадцатый, шестнадцатый, двадцать первый (это — самый благоприятный) и сто первый день, или же ровно через год после рождения, а также в благоприятные дни вайшнавского календаря. При этом ребёнок должен быть здоров. Понедельник, среда, четверг и пятница — благоприятные дни недели для проведения этой церемонии.
Имя человека имеет защитное действие, ограждающее его от дурного влияния. Благоприятное сочетание звуков, формирующее имя, находясь в согласии с природой человека, получившего это имя (в зависимости от времени его рождения), имеет наиболее сильное действие. Звуковая вибрация, которая будет неотрывно сопровождать человека большую часть его жизни, может иметь положительное или же отрицательное влияние на него. И потому имя человека должно выбираться с большим вниманием.
Шрила Прабхупада пишет, что ребёнка следует называть именами, связанными с Кришной, Его аватарами, Его качествами, Его играми или Его преданными.
Родители могут дать сами имя ребёнку или обратиться к какому-нибудь близкому старшему преданному или духовному учителю.
Родителям следует заранее обратиться к кому-то, кто имеет хотя бы элементарные знания по ведической астрологии и соответствующие компьютерные программы, и попросить его определить титхи (лунный день) и накшатру (созвездие) рождения ребёнка. Эти данные понадобятся для проведения церемонии.
Три Способа Наречения Ребенка - Имя дает пурохита (священник), или духовный учитель;
- Родители выбирают имя, которое им больше всего нравится;
- Имя подбирают с помощью астролога. Существует несколько методов как это делают:
- Наречение Именем Господствующего Божества Созвездия, под Которым Родился Ребенок
- Наречение в честь Господствующего Божества месяца, в Который Родился Ребенок
- Наречение в Соответствии со Знаком Зодиака (по Месяцу в Гороскопе Рождения Ребенка)
- Наречение по акшаре, соответствующей Накшатре, что качается этого метода и современной тенденции, рекомендуем ознакомиться со статьей Бриджабаси даса О наречении детей именем и накшатрах. Приводим ее ниже.
Некоторые мысли по поводу распространенной среди вайшнавов практики давать детям имена, начинающиеся с определенного слога, соответствующего
накшатре, под которой родился ребенок. Как мы увидим дальше, этот обычай не был распространен среди последователей вайшнавской культуры. Я заранее прошу прощения у знакомых и незнакомых астрологов и надеюсь, что им также будет интересно это почитать.
Начнем с того, что наречение именем,
нама-карана – одна из самых важных самскар в ведической культуре. В «Шримад-Бхагаватам» (восьмая глава Десятой Песни) мы видим, что даже Сами Кришна и Баларама также проходили эту
самскару. Что касается имен, связанных с
накшатрой (созвездием в котором находится Луна на момент рождения), то они также прослеживаются в писаниях ведической традиции. Так, «Апастамба-грихйа-сутра» (15.2-3) говорит, что в день рождения ребенка отец должен дать ему имя по накшатре, под которой он родился, и это имя будет «тайным» именем ребенка, о котором будут знать только его родители. А его обычное имя, по которому его будуть звать, он должен дать на десятый день от рождения. Правда, как объясняют комментаторы, здесь речь идет об имени, непосредственно происходящим от названия накшатры по правилам, которые описал Панини (4.3.34, 36-37), то есть не по слогам имени, а например, «Раивата» (от Ревати), «Раухина» (от Рохини), «Пхалгуна» (от Пхалгуни) и т.д. Кстати, мы не так часто встречаем в ведических текстах такие имена именно по той причине, что о них никто кроме матери и отца не знали, а не потому что тогда не было такой практики или потому что учение о накшатрах еще не было развито. Различные
грихья-сутры дают различные предписания относительно наречения сыновей именами (число которых часто достигало четырех, о чем сказано, например, в «Ригведе» 8.80.9), но мы их не будем здесь обсуждать.
Вполне возможно, что способ наречения именем по четырем
падам накшатры (
шатапада-чакра) также являлся тайным именем, о чем писал выдающийся современный исследователь
дхарма-шастры проф. В.П. Кане в своей монументальной работе «История дхарма-шастры» (том 2, стр.249). В соответствии с эти способом наречения именем, описанным в трактатах по
джйотиш, у каждой четверти каждой накшатры есть свои слоги, с которых должно начинаться имя того, кто родился в этой четверти. Так, например, если ребенок родился во время второй четверти (
пады) Анурадха накшатры, то нужно, чтобы его имя начиналось со слога
Ни. Знаменитый бенгальский
смарта-энциклопедист Рагхунандана Бхаттачарья (16 век) в своей «Джйотиш-таттве» говорит, что такой обычай распространен на западе [Индии] (стр. 322 в издании 1927 года). Но что интересно, что даже такие поздние трактаты по смрити, как «Дхарма-синдху» написанный Кашинатхом Упадхьяйем в 1790 году не советует такую практику из-за того, что она «не очень соответствует
шрути» («
тан на ш́раута-грантха̄ди баху-самматам», 3-я глава, стр. 159 в издании 1907 года). К слову говоря, «Дхарма-синдху» стал одним из самых распространенных и широко используемых в Индии руководств по вопросам дхармы, а ее автор, Кашинатх Упадхьяя из Махараштры, был вайшнавом и великим преданным Господа Витхобы (Пандуранги) из Пандхарпура (хотя пока сложно сказать был ли он
шуддха-вайшнавом). В Его славу он написал книгу «Вит̣т̣хала-р̣н̇-мантра-са̄ра-бха̄шйа», в которой он объясняет несколько гимнов «Ригведы» (1.95.1-11 и 1.164.31) в связи с Господом Виттхалнатхом, Пандурангом. Также он написал комментарий на молитвы Вед из Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» на основе комментария Шрихары Свами. «Дхарма-синдху» он начинает и заканчивает с поклонов Господу Виттхалу и предложения Ему своей книги. В конце жизни Кашинатх принял санньясу и ушел в 1805 году.
Средневековые и более поздние трактаты по
смрити (в число которых входит «Дхарма-синдху») описывают
нама-карану во всех подробностях и говорят, что имя ребенку должно даваться четырьмя способами: по имени Божества (
девата-нама), по названию месяца (
маса-нама, обычно имелось в виду имя Вишну — повелителя данного месяца), по по названию накшатры (
накшатра-нама) и простое бытовое имя по желанию (
вйавахарика-нама). Именно объясняя
накшатра-нама Кашинатх пишет, что традиция наречения именем по слогам четвертей накшатры не основана на шрути. Как бы то ни было, цель моей записи не в том, чтобы исследовать насколько эта традиция соответствует или не соответствует шастре – я хотел бы сказать о том, что она является далеко не главным и не самым духовным способом наречения детей в вайшнавской культуре, которым она стала в наше время.
Чтобы продемонстрировать это, я хочу привести несколько примеров того, как великим личностям нашей традиции были даны имена.
Начнем с самой главной личности для вайшнавов –
Господа Кришны. Его рождение подробно описано в священных писаниях, прежде всего в «Шримад-Бхагаватам» и всем известно, что Господь Кришна родился когда Луна была в Рохини накшатре:
йархй эва̄джана-джанмаркшам̇ («Шримад-Бхагаватам», 10.3.1)
Аджана-джанма – это Господь Брахма, который родился (
джанма) от нерожденного (
аджана). Брахмаджи – повелитель Рохини накшатры (
аджана-джанмаркшам). Кришна также Сам дает точную информацию о Своем рождении в «Бхавишйоттара Пуране» отвечая на вопрос Махараджа Юдхиштхиры (процитировано в «Хари-бхакти-виласе», 15.263).
В соответствии с
шатапада-чакрой (108 слогами накшатр), приведенной в «Джйотишарке», в «Джйотиш-таттве» Рагхунанданы и в других астрологических писаних, накшатре Рохини соответствуют слоги
о, ва, ви, ву, но, как мы видим из описания нама-караны проводимой великим астрологом Гарга Муни, составившим трактат по джйотиш (об этом прямо сказано в ШБ 10.8.5), первое имя которое он дал Господу было «Кришна» (
ида̄нӣм̇ кр̣шн̣ата̄м̇ гатах̣), потом он также дал ему имя Васудева, поскольку он «ранее также был сыном Васудевы». Это имя можно посчитать как соответствующее Рохини накшатре («ва», правда слог «ва» в этом имени Кришны длинный, что уже не совсем совпадает), но в то же время и нет – это имя патронимическое, то есть происходит от имени отца и является, по-сути, отчеством — «сын Васудевы», и даже если бы Господь Кришна родился в иную накшатру (чисто теоретически), то он все равно был бы Васудевой. Так что это больше похоже на совпадение. Но что бросается в глаза – великий астролог Гарга Муни прежде всего рассматривает качества ребенка и по ним дает ему имя. Точно также он сделал и в случае с Господом Баларамой, который родился в Шравана накшатру («Гопала-чампу», 1.3.86). Этой накшатре соответствуют такие слоги как
кхи, кху, кхе, кхо. Но мы знаем, что Господь Баларама не был известен под подобными именами. Давая Ему имя, Гарга Риши сказал: