В начале шодашапачара-пуджи, праздничной абхишеки, огненной церемонии пуджари совершает ритуал Санкалпа. Что это такое?
Шрила Шачинандана Свами описывает Санкалпу следующим образом:
«Если человек собирается совершить некоторый ритуал или аскезу, перед его началом он должен сконцентрироваться на своих намерениях и конечной цели, ради чего он будет совершать данное действие; а по окончанию ритуала — будь то паломничество, проведение пуджи, соблюдение поста, повторение мантры, омовение в священной реке или любое другое благоприятное действие — он вновь должен сконцентрироваться на желанной цели и попросить Верховного Господа о том, что если Он доволен совершенными действиями, то пусть плоды его скромной аскезы даруют просящему обретение желаемого.
Главный секрет санкалпы заключается в том, чтобы не дать желаниям и амбициям, которых у нас может быть множество, «сбить прицел»: 1) в данный момент нужно на 100% сосредоточиться на одном, на главном желании, в буквальном смысле стать одержимым этой идеей; 2) использовать авторитетный метод, рекомендованный шастрами (священными писаниями), и 3) обратиться по правильному адресу.»
Разъяснение принципа Санкалпа от Е.М. Шиталанга Гауранги прабху :
Предпосылка: живые существа страдают от трех видов кармических реакций:
1. Аагаами
2. Санчита
3. Прарабдха
Те действия (совершённые в прошлом), которые начали вызывать кармические реакции, называются прарабдха.
Те действия, которые ещё не начали приносить результаты, но со временем и в будущем будут, называются аагаами.
В то время как живое существо в настоящее время страдает/наслаждается реакциями из-за прарабдхи, оно в настоящее время продолжает выполнять много благочестивых и порочных действий. Это не даст результатов сейчас, но даст намного позже. Такая реакция называется санчита.
Господь установил порядок для всех живых существ, чтобы смыть с себя страдания от таких реакций, увеличивая при этом наслаждение или счастье. Эта договорённость есть выполнение Нитьи, Наимиттики, Праясчитты и других подобных действий, таких как ганга-снаана, параматма упаасана, благотворительные действия, таких как го-даана, шри-мурти даана, вришотсарджана, карма. Эти действия могут смыть всю паапа карму.
Для того, чтобы отразить пагубные последствия предыдущих греховных поступков и развить тенденцию больше не грешить, нужно выполнять эти нитья, наимиттика, праайасчитта кармы, чтобы получить этот результат.
Нитья кармы исполняются регулярно, каждый день. Следовательно, они определяются как «нийата прадоша каалеена дживана нимитта катвам нитйаттвам» (Так как человек жив, он должен выполнять рекомендуемые крии в назначенное время дня, следуя всем правилам и предписаниям.)
Кармы, которые создаются живыми существами, являются буддхи-бедваками (сознательными) или абуддхи-бедваками (неосознанными).
Аджнаата папа крийя смываются нитйа кармой, такими как сандхья-вандана.
Таким образом, живые существа, выполняя эти различные типы нитья, наимиттика, прайасчитта и т.д., должны делать это сознательно и намеренно.
Вот где проявляется утверждение цели, санкалпа.
Санкалпа:
"санкалпа мано-вьяаапараха / идам карма каришйаами - итйакаарака маанасикоддешаха /"
Это означает, что я клянусь, что буду выполнять вышеупомянутую карму правильным образом.
Также сказано, что человек должен выполнять обет искренне, как аскезу и с большой верой – "сатйам тапаха шраддхааайаам джухоми"
Далее, в шрути сказано: «йан манасаа дхйайяти, тад вачаа вадати, тат карманаа кароти».
Это означает, что когда громко объявляется то, о чем мы поклялись в наших умах, решимость выполнять эту деятельность становится более сильной. Таким образом, человек, который решил сделать деятельность в своем уме и затем объявил об этом окружающим, получит сильный импульс для выполнения обета.